В результате обучения ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ во 2 классе ученик должен уметь:
Развернуть документ
1. Различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов
Различение фольклора и литературы
► Фольклор – устное народное творчество (сказки, пословицы, загадки, былины, песни).
Примеры: «Колобок», «Репка», «Иван-царевич и Серый Волк».
► Литература – авторские произведения (рассказы, стихи, повести).
Примеры: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. Чуковский «Мойдодыр».
Нравственные ценности в произведениях
► Справедливость («Каша из топора» – солдат наказал жадную старуху).
► Верность («Алёнушка и братец Иванушка» – сестра спасает брата).
► Любовь к родному краю (С. Есенин «Берёза» – восхищение природой).
► Традиции и быт (русские народные сказки показывают избы, печи, крестьянский труд).
2. Соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты
Связь литературы с другими видами искусства
► Иллюстрации (картинки к сказкам В. Васнецова).
► Мультфильмы/кино («Конёк-Горбунок» – книга → фильм).
► Музыка (опера «Снегурочка» по сказке А. Островского).
Художественные vs. научно-популярные тексты
| Художественные |
Научно-популярные |
| Вымысел, образность |
Факты, точные данные |
| Эмоции, красота слога |
Логика, объяснения |
| Пример: «Золотой ключик» |
Пример: «Почему идет дождь?» |
3. Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное)
Техника чтения
Чтение вслух:
• Чётко, с паузами, выразительно.
• Интонация (вопрос, восклицание, грусть).
Чтение про себя:
• Быстрое, с пониманием смысла.
Виды чтения
• Изучающее – медленно, с анализом.
• Выборочное – поиск нужного отрывка.
• Просмотровое – быстрое ознакомление.
4. Воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения
Работа с текстом
► Ответы на вопросы:
• Вопрос: «Почему лиса обманула колобка?»
• Ответ: «Потому что она хитрая, хотела его съесть».
► Подтверждение примерами:
«Лиса сказала: „Сядь ко мне на носок, спой ещё разок“».
► Свои вопросы:
«Что было бы, если бы колобок не сел лисе на нос?»
► Тема и главная мысль
• Тема – о чём текст («Морозко» – о добре и зле).
• Главная мысль – чему учит («Добро побеждает зло»).
5. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, предметный)
► Последовательность событий
Пример: В «Теремке»:
1. Стоит теремок.
2. Приходят животные.
3. Приходит медведь – ломает.
► Портретные характеристики
«Старуха из „Сказки о рыбаке и рыбке“ – злая, жадная».
«Иван-дурак – добрый, простодушный».
► Пересказ и план
• Подробный – близко к тексту.
• Выборочный – только ключевые моменты.
► План:
• Вопросный (Кто главный герой? Что случилось?).
• Предметный (1. Теремок. 2. Животные. 3. Медведь.)
6. Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям
► Характеристика героев – определение внешности, характера, мотивов поведения, отношений с другими персонажами.
Пример: В сказке «Колобок» лиса хитрая и льстивая, а колобок – самоуверенный и наивный.
► Оценка поступков – анализ действий героев (положительные/отрицательные, разумные/безрассудные).
Пример: Маша из «Маши и медведя» проявила смекалку, а медведь сначала был грубым, но потом добрым.
► Сравнение героев – сопоставление по характеру, поступкам, роли в сюжете.
Пример: В «Теремке» мышка добрая и гостеприимная, а медведь – неосторожный (раздавил теремок).
7. Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании
► Звукоподражание (ономатопея) – слова, имитирующие звуки («мяу», «жужжит», «кап-кап»).
Пример: В стихотворении «Дождик» – «дождик кап-кап по листу».
► Сравнение – сопоставление одного предмета с другим («как снег белый», «быстрый, как ветер»).
Пример: «Снег пушистый, как вата».
► Роль в тексте – создание образности, эмоциональности, яркости описания.
8. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей
► По контексту:
Пример: В предложении «Старик забросил невод в море» слово «невод» можно понять как сеть для ловли рыбы.
► По словарю:
Использование толкового или школьного словаря для уточнения значения.
9. Составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения)
Структура:
1. Вступление (о чём произведение).
2. Основная часть (главные события, герои).
3. Заключение (вывод, впечатление).
Пример: Рассказ о сказке «Репка» – кто участвовал, как вытянули репку, чему учит сказка.
10. Применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности
• Выразительное чтение – с интонацией, паузами, эмоциями.
• Чтение по ролям – распределение героев между чтецами.
• Драматизация – инсценировка отрывка.
• Словесное иллюстрирование – описание картинки к тексту.
• Рассказ с изменением лица (от имени другого героя).
• Вымышленное продолжение – придумать, что было дальше.
• Создание своих произведений по аналогии – написать похожую сказку.
11. Ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации)
• Обложка – название, автор, картинка-подсказка.
• Оглавление – поиск нужной главы.
• Аннотация – краткое описание книги.
• Предисловие – информация об авторе или истории создания.
• Иллюстрации – помогают понять содержание.
12. Выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом
► Совет взрослого – учитель/библиотекарь рекомендует книги по возрасту.
► Систематический каталог – поиск по темам (сказки, приключения, животные).
13. Рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема)
Структура рассказа:
1. Автор и название.
2. О чём книга (главные герои, сюжет).
3. Чем понравилась/не понравилась.
14. Под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей
• Справочники, энциклопедии – поиск фактов.
• Интернет (с осторожностью) – только проверенные сайты.
Свернуть документ
📚📚📚📚📚📚📚📚📚
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
Устное народное творчество
Русские народные песни
Потешки и прибаутки
Загадки
Считалки и небылицы
Пословицы и поговорки
Юнна Мориц. Сказка по лесу идёт
Русская сказка. Петушок и бобовое зернышко
Русская сказка. У страха глаза велики
Русская сказка. Лиса и тетерев
Русская сказка. Каша из топора
Русская сказка. Лиса и журавль
Русская сказка. Гуси-лебеди
Александр Шибаев. Вспомни сказку (Загадки)
Люблю природу русскую. Осень
Федор Тютчев. Есть в осени первоначальной…
Константин Бальмонт. Осень
Алексей Плещеев. Осень
Афанасий Фет. Ласточки пропали...
Алексей Толстой. Осень
Сергей Есенин. Закружилась листва золотая...
Валерий Брюсов. Сухие листья
Ирина Токмакова. Осень
Валентин Берестов. Хитрые грибы
Михаил Пришвин. Осеннее утро
Иван Бунин. Листопад
Генрих Сапгир. Считалочка
Русские писатели
Александр Пушкин. У лукоморья дуб зелёный
Александр Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
Александр Пушкин. Зима!.. Крестьянин, торжествуя...
Александр Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
Иван Крылов. Лебедь, Рак и Щука
Иван Крылов. Стрекоза и Муравей
Лев Толстой. Старый дед и внучек
Лев Толстой. Филипок
Лев Толстой. Правда всего дороже
Лев Толстой. Котёнок
О братьях наших меньших
Ирина Токмакова. Десять птичек стайка
Юрий Могутин. Над речушкою в тиши...
Николай Сладков. Они и мы
Александр Шибаев. Кто кем становится? (Загадки)
Борис Заходер. Плачет киска в коридоре...
Ирина Пивоварова. Жила-была собака...
Валентин Берестов. Кошкин щенок
Михаил Пришвин. Ребята и утята
Евгений Чарушин. Страшный рассказ
Борис Житков. Храбрый утенок
Виталий Бианки. Музыкант
Виталий Бианки. Сова
Сергей Брезкун. Гр−р−рянул гр−р−ромом...
Марина Бородицкая. Грачиха говорит грачу...
Из детских журналов
Даниил Хармс. Игра
Даниил Хармс Врун (Вы знаете?..)
Даниил Хармс, Самуил Маршак. Веселые чижи
Даниил Хармс. Что это было?
Даниил Хармс. Весёлый старичок
Нина Гернет, Даниил Хармс. Очень-очень вкусный пирог
Юрий Владимиров. Чудаки
Александр Введенский. Умный Петя
Александр Введенский. Лошадка
Люблю природу русскую. Зима
Иван Бунин. Первый снег
Константин Бальмонт. Снежинка
Яков Аким. Первый снег
Федор Тютчев. Чародейкою Зимою...
Сергей Есенин. Поет зима - аукает...
Сергей Есенин. Берёза
Михаил Михайлов. Два Мороза
Сергей Михалков. Новогодняя быль
Агния Барто. Дело было в январе
Спиридон Дрожжин. Улицей гуляет Дедушка Мороз...
Сергей Погореловский. Вверх и вниз
Александр Прокофьев. Как на горке, на горе...
Писатели — детям
Корней Чуковский. Путаница
Корней Чуковский. Радость
Корней Чуковский. Федорино горе
Самуил Маршак. Кот и лодыри
Сергей Михалков. Мой секрет
Сергей Михалков. Сила воли
Сергей Михалков. Мой щенок
Агния Барто. Верёвочка
Агния Барто. Мы не заметили жука
Агния Барто. В школу
Агния Барто. Вовка - добрая душа
Николай Носов. Затейники
Николай Носов. Живая шляпа
Николай Носов. На горке
Я и мои друзья
Валентин Берестов. За игрой
Эмма Мошковская. Обида
Валентин Берестов. Гляжу с высоты
Виктор Лунин. Я и Вовка
Николай Булгаков. Анна, не грусти
Юрий Ермолаев. Два пирожных
Валентина Осеева. Волшебное слово
Валентина Осеева. Хорошее
Валентина Осеева. Почему?
Люблю природу русскую. Весна
Федор Тютчев. Зима недаром злится]
Федор Тютчев. Весенние воды
Алексей Плещеев. Весна
Алексей Плещеев. Сельская песенка
Александр Блок. На лугу
Самуил Маршак. Снег теперь уже не тот...
Иван Бунин. Матери
Алексей Плещеев. В бурю
Елена Благинина. Посидим в тишине
Эмма Мошковская. Я маму мою обидел
Сергей Васильев. Я помню, ранило березу...
И в шутку и всерьез
Борис Заходер. Товарищам детям
Борис Заходер. Что красивее всего?
Борис Заходер. Песенки Винни-Пуха
Эдуард Успенский. Чебурашка
Эдуард Успенский. Если был бы я девчонкой
Эдуард Успенский. Над нашей квартирой
Эдуард Успенский. Память
Валентин Берестов. Знакомый
Валентин Берестов. Путешественники
Валентин Берестов. Кисточка
Ирина Токмакова. Плим
Ирина Токмакова. В чудной стране
Григорий Остер. Будем знакомы
Виктор Драгунский. Тайное становится явным
Литература зарубежных стран
Американская народная песенка. Бульдог по кличке Дог
Английская народная песенка. Перчатки
Английская народная песенка. Храбрецы
Французская народная песенка. Сюзон и мотылёк
Немецкая народная песенка. Знают мамы, знают дети
Шарль Перро. Кот в сапогах
Шарль Перро. Красная Шапочка
Евгений Шварц. Красная Шапочка
Ганс Христиан Андерсен. Принцесса на горошине
Энн Хогарт. Мафин и паук
Корней Чуковский. Котауси и Мауси
📚📚📚📚📚📚📚📚📚
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО АЛФАВИТУ: