menu
Структурированный список общеучебных умений и навыков для 7 класса по литературе

1. Аналитическое и критическое мышление
► Выделение характерных причинно-следственных связей в сюжете, поступках героев, развитии конфликта.
► Сравнение и сопоставление: героев, сюжетов, произведений разных авторов, литературных произведений с их экранизациями.
► Подбор аргументов для подтверждения своей точки зрения о произведении или герое.
► Формулирование выводов на основе анализа текста.
► Использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы) для уточнения исторического контекста, значений слов и т.д.

2. Речевая и коммуникативная деятельность
► Владение монологической и диалогической речью:
► Участие в дискуссиях, литературных дебатах.
► Построение развернутых устных ответов.
► Умение перефразировать мысль (формулировать одну и ту же мысль разными словами).
► Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей (подбор точных слов для описания героя, использование риторических приемов в выступлении).
► Способность устно и письменно передавать содержание текста:
► В сжатом виде (краткий пересказ, тезисы).
► В развернутом виде (подробный пересказ, анализ эпизода).

3. Работа с информацией и текстом
► Осознанное беглое чтение.
► Использование различных видов чтения:
► Ознакомительное (для общего представления о тексте).
► Просмотровое (для поиска конкретной информации).
► Поисковое (для нахождения нужного фрагмента, цитаты).
► Составление плана, тезисов, конспекта как способов переработки и систематизации информации прочитанного текста или критической статьи.
► Использование знаковых систем (текст, таблица, схема) для структурирования информации (например, составление таблицы «Сравнительная характеристика героев»).

4. Творческие и организационные навыки
► Самостоятельное выполнение различных творческих работ:
► Сочинения разных жанров (рассуждение, характеристика, анализ эпизода).
► Создание собственных текстов по мотивам произведений (эссе, рассказ, стилизация).
► Инсценировки, проекты.
► Самостоятельная организация учебной деятельности:
► Планирование этапов выполнения работы (например, подготовка к сочинению: план, подбор цитат, черновик).
► Владение навыками контроля и оценки своей деятельности (умение проверить написанное, найти и исправить ошибки, оценить качество своего ответа).
► Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей (понимание, какие темы и жанры нравятся больше, где есть потенциал для роста).

Краткий вывод: акцент в 7 классе
► В 7 классе происходит углубление аналитических и организационных навыков. Если в 5-6 классах ученик учился видеть и называть элементы произведения, то теперь он учится:
► Устанавливать логические связи между ними (анализ).
► Сравнивать и делать самостоятельные выводы (синтез).
► Структурировать и грамотно представлять результаты своего труда (план, тезисы, конспект).
► Брать на себя больше ответственности за организацию своего обучения (самостоятельность, самоконтроль).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА

Бруштейн Александра - ДОРОГА УХОДИТ ВДАЛЬ
Булычёв Кир - ПОХИЩЕНИЕ ЧАРОДЕЯ
Волкова Наталия - РАЗНОЦВЕТНЫЙ СНЕГ
Гоголь Николай - ТАРАС БУЛЬБА
Дашевская Нина - ДЕНЬ ЧИСЛА ПИ
Дойл Артур Конан - СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ
Нацукава Сосукэ - КОТ, КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ КНИГИ
Осеева Валентина - ДИНКА ПРОЩАЕТСЯ С ДЕТСТВОМ
Пушкин Александр - СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ
Сент-Экзюпери Антуан - МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ
Толстой Лев - ПОСЛЕ БАЛА
Троепольский Гавриил - БЕЛЫЙ БИМ ЧЕРНОЕ УХО