
В результате обучения ЛИТЕРАТУРЕ в 5 классе ученик должен уметь:
1. Работа с текстом: анализ и понимание
► Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов.
► Выявлять основную нравственную проблематику произведения.
► Определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
► Воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении.
► Выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому.
► Аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь.
2. Теория литературы: основы литературоведения
► Отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа).
► Прослеживать изменение настроения в стихотворении.
► Различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ).
3. Культурный кругозор и межпредметные связи
► Видеть связь между различными видами искусства и использовать её (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).
► Создавать сочинения-миниатюры по картине.
4. Навыки чтения и устной речи
► Выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения.
► Словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет).
5. Навыки пересказа и письменной речи
► Подготавливать (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы.
► Писать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений.
► Сочинять небольшие произведения фольклорного жанра — сказки, загадки, басни.
6. Работа с книгой: информационная грамотность
► Ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие).
Итог: портрет пятиклассника, успешно освоившего курс литературы
Такой ученик не просто прочитал всё по программе. Он умеет:
► Анализировать: понимать структуру текста, видеть главное, находить причинно-следственные связи и авторскую позицию.
► Интерпретировать: размышлять над нравственными вопросами, поставленными в произведении, давать оценку героям и их поступкам.
► Классифицировать: отличать жанры и понимать их особенности, видеть разницу между поэзией и прозой.
► Работать с информацией: свободно ориентироваться в книге, находить нужные элементы.
► Создавать тексты: грамотно пересказывать, писать творческие и аналитические сочинения, а также пробовать себя в роли автора в разных жанрах.
► Владеть устной речью: выразительно читать и красиво, образно говорить.
Это очень серьезная и важная база для дальнейшего изучения литературы и формирования гармоничной, думающей личности.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
| Андерсен Ганс-Христиан - СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА |
| Астафьев Виктор - ВАСЮТКИНО ОЗЕРО |
| Катаев Валентин - СЫН ПОЛКА |
| Коваль Юрий - ПРИКЛЮЧЕНИЯ ВАСИ КУРОЛЕСОВА |
| Короленко Владимир - ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ |
| Куприн Александр - БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ |
| Найт Эрик - ЛЕССИ |
| Носов Николай - НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ |
| Осеева Валентина - ДИНКА |
| Погорельский Антоний - ЧЁРНАЯ КУРИЦА |
| Роулинг Джоан - ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ |
| Русская сказка - ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА |
| Рыбаков Анатолий - БРОНЗОВАЯ ПТИЦА |
| Рыбаков Анатолий - ВЫСТРЕЛ |
| Рыбаков Анатолий - КОРТИК |
| Твен Марк - ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОМА СОЙЕРА |
| Тургенев Иван - МУМУ |
| Чехов Антон - КАШТАНКА |
| Чуковский Корней - СЕРЕБРЯНЫЙ ГЕРБ |