1. Анализ литературного произведения (Теоретико-литературный блок)
► Анализировать литературное произведение:
• Определять его принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров.
• Понимать и формулировать тему и идею произведения.
• Давать характеристику героям.
► Определять в произведении элементы:
• Сюжета (завязка, кульминация, развязка и т.д.)
• Композиции
• Изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, метафора, сравнение и т.д.)
• Понимать роль этих элементов в раскрытии идейно-художественного содержания.
► Владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе.
► Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов.
► Выявлять основную нравственную проблематику произведения.
► Определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними.
2. Работа с текстом (Чтение и устная речь)
► Воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать и адекватно воспринимать.
► Пересказывать прозаические произведения или их отрывки:
- Используя образные средства русского языка.
- Используя цитаты из текста.
► Отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (ритм, рифма, строфа).
► Прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении.
3. Письменная речь и творчество
► Писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений.
► Создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя:
- Письма от лица героя.
- Дневники героя.
- Воображаемые интервью, журналы, автобиографии.
4. Сравнительный анализ и жанровое разнообразие
► Различать особенности построения и языка произведений простейших жанров:
- Народная и литературная сказка.
- Загадка.
- Басня.
- Рассказ.
Краткий вывод: портрет ученика 6 класса
Ученик, освоивший программу, — это не просто читатель, а начинающий аналитик. Он:
Классифицирует: уверенно оперирует понятиями "род", "жанр", "сюжет", "композиция".
Анализирует: видит за текстом идею и нравственные проблемы, понимает логику поступков героев и развития событий.
Интерпретирует: может выразить свое понимание текста как устно (через пересказ), так и письменно (в сочинениях и творческих работах).
Видит разницу: понимает специфику поэзии и прозы, особенности разных жанров.
Творит: пробует себя в роли писателя, создавая тексты на основе прочитанного.
Эти умения являются прямой базой для более сложного анализа в старших классах.
СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ 6 КЛАССА
Жвалевский Андрей, Пастернак Евгения - Я ХОЧУ В ШКОЛУ! |
Ильина Елена - ЧЕТВЁРТАЯ ВЫСОТА |
Клёпов Василий - ТАЙНА ЗОЛОТОЙ ДОЛИНЫ |
Ледерман Виктория - КАЛЕНДАРЬ МА(Й)Я |
Лесков Николай - ЛЕВША |
Мало Гектор - БЕЗ СЕМЬИ |
Матвеев Герман - ЗЕЛЁНЫЕ ЦЕПОЧКИ |
Матвеев Герман - ТАЙНАЯ СХВАТКА |
Матвеев Герман - ТАРАНТУЛ |
Михеева Тамара - АСИНО ЛЕТО |
Пришвин Михаил - КЛАДОВАЯ СОЛНЦА |
Пушкин Александр - ДУБРОВСКИЙ |
Пушкин Александр - МЕТЕЛЬ |
Свифт Джонатан - ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА |
Уайльд Оскар - КЕНТЕРВИЛЬСКОЕ ПРИВИДЕНИЕ |