
В результате обучения ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ в 4 классе ученик должен уметь:
1. Глубокий анализ текста и авторского замысла
► Понимать вопросы, поставленные автором в произведении (выход на уровень идеи).
► Интерпретировать своими словами содержание текста, обобщать содержащуюся в нем информацию.
► Находить в произведениях фольклора и художественной литературы отражение нравственных ценностей, факты бытовой и духовной культуры.
► Ориентироваться в нравственно-этических понятиях (добро/зло, дружба/предательство, смелость/трусость и т.д.).
2. Развитие читательской позиции и интерпретации
► Уметь сформулировать собственное отношение к героям, поступкам, описанной картине.
► Уметь сравнить свое отношение с отношением автора к описываемым событиям или картинам.
► Подтверждать ответ примерами из текста (аргументация своей позиции).
► Составлять устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу.
3. Система литературоведческих понятий и анализ формы
► Знать и уметь находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение.
► Уметь найти в тексте описание и средства изображения пейзажа и интерьера.
► При анализе текста уметь осознанно применять изученные литературные понятия (теория литературы становится инструментом анализа).
4. Сравнительный анализ и работа с героем
► Сравнивать героев, их поступки по предложенным критериям, а также уметь самостоятельно определять критерии для сравнения героев (более высокий уровень абстракции).
5. Информационные умения и работа с планом
► Составлять вопросный, номинативный, цитатный план текста с выделением эпизодов, смысловых частей (появление цитатного плана — новый уровень).
► Уметь задавать вопросы к познавательным, учебным и художественным текстам.
6. Развитие речи: пересказ и творчество
► Уметь пересказывать художественный текст: подробно, выборочно, сжато (устно и письменно).
► Делать пересказ, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) — интеграция с уроками русского языка.
► Пересказывать текст от лица одного из персонажей (элемент творческого преобразования текста).
► Уметь применять в собственной речи выразительные средства языка для передачи чувств, мыслей, оценки прочитанного.
7. Письменная речь и сочинительство
► Сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным.
► Писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки.
► Корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи (формирование навыка самопроверки).
► Письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста.
Вывод: В 4 классе происходит качественный скачок: ученик из читателя-наблюдателя превращается в читателя-интерпретатора. Он не только анализирует текст, но и осознанно строит диалог с автором, формулирует и аргументирует свою собственную позицию, используя весь арсенал литературоведческих понятий. Это уровень осмысленного, вдумчивого чтения, который является главной целью начальной школы и надежным фундаментом для всего последующего образования.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
| Аксаков Сергей - АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК |
| Аксаков Сергей - ВСКРЫТИЕ РЕКИ |
| Бажов Павел - ДВЕ ЯЩЕРКИ |
| Гайдар Аркадий - ТИМУР И ЕГО КОМАНДА |
| Голицын Сергей - СОРОК ИЗЫСКАТЕЛЕЙ |
| Грэм Кеннет - ВЕТЕР В ИВАХ |
| Даль Роальд - ЧАРЛИ И ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА |
| Дикамилло Кейт - УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ КРОЛИКА ЭДВАРДА |
| Ершов Пётр - КОНЁК-ГОРБУНОК |
| Зощенко Михаил - ЁЛКА |
| Лагерлёф Сельма - ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ |
| Лагин Лазарь - СТАРИК ХОТТАБЫЧ |
| Метерлинк Морис - СИНЯЯ ПТИЦА |
| Носов Николай - ДНЕВНИК КОЛИ СИНИЦЫНА |
| Одоевский Владимир - ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ |
| Парр Мария - ВАФЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ |
| Портер Элинор - ПОЛЛИАННА |
| Пушкин Александр - СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ |
| Пушкин Александр - СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ |
| Русская сказка - ЦАРИЦА-ГУСЛЯР |
| Толстой Лев - ДЕТСТВО |
| Толстой Лев - КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ |
| Томин Юрий - ШЁЛ ПО ГОРОДУ ВОЛШЕБНИК |