
В результате обучения ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ в 3 классе ученик должен уметь:
1. Основы литературоведения и работа с понятиями
► Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также примеры фольклорных произведений разных народов России.
► Различать художественные и познавательные тексты.
► Отличать автора произведения от героя и рассказчика.
► Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа произведения (портрет, пейзаж, интерьер, прямая и переносная речь и др.).
2. Анализ текста: от сюжета к идее
► Определять главную мысль и тему произведения.
► Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста.
► Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами.
► Давать характеристику героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам.
► Сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (схожесть-различие, аналогии).
3. Работа с языком произведения
► Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении.
► Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств: портрет героя, описание пейзажа и интерьера.
4. Информационные и метапредметные умения
► Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей.
► Уметь пользоваться словарями.
► Задавать вопросы к учебным и художественным текстам.
5. Развитие речи (устной и письменной)
► Строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации.
► Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста.
► Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений).
6. Творческие и репродуктивные умения
► Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения.
► Рассказывать о прочитанных произведениях.
► Читать по ролям, инсценировать.
► Придумывать продолжение прочитанного произведения.
► Сочинять произведения по аналогии с прочитанным.
► Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу.
Вывод: В 3 классе акцент делается на первичном структурировании знаний (что такое жанр, автор, герой), на формировании базовых аналитических умений (почему герой так поступил?) и на развитии речи через пересказ и творческие задания. Это фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться более сложный, целостный анализ литературного произведения.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
| Андерсен Ганс-Христиан - ГАДКИЙ УТЁНОК |
| Вебб Холли - МЕЙЗИ ХИТЧИНС. Приключения девочки-детектива |
| Волков Александр - ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА |
| Гайдар Аркадий - ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ |
| Гаршин Всеволод - ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА |
| Гофман Эрнст Теодор Амадей - ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ |
| Губарев Виталий - КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ |
| Драгунский Виктор - ГДЕ ЭТО ВИДАНО, ГДЕ ЭТО СЛЫХАНО |
| Евсикова Лариса - СТАРИННЫЙ СВЕТИЛЬНИК |
| Ермолаев Юрий - ДОМ ОТВАЖНЫХ ТРУСИШЕК |
| Киплинг Редьярд - МАУГЛИ |
| Козлов Сергей - ОСЕННИЕ КОРАБЛИ |
| Либескинд Август - ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА |
| Мамин-Сибиряк Дмитрий - СЕРАЯ ШЕЙКА |
| Носов Николай - ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОЛИ КЛЮКВИНА |
| Прокофьева Софья - УЧЕНИК ВОЛШЕБНИКА |
| Русская сказка - ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК |
| Русская сказка - ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ |
| Русская сказка - СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА |
| Толстой Лев - ЛЕВ И СОБАЧКА |
| Успенский Эдуард - ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ |
| Чёрный Саша - БЕЛКА-МОРЕПЛАВАТЕЛЬНИЦА |
| Яковлев Юрий - ТАЙНА ФЕНИМОРА |