1. Углублённый анализ художественного текста
► Анализировать произведение с учётом особенностей художественного метода, жанровой специфики и стилевого своеобразия.
► Давать анализ отдельного эпизода, понимая его роль в целом произведении.
► Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль.
► Находить изобразительно-выразительные средства в тексте и анализировать их функцию.
2. Анализ системы образов и авторской позиции
► Характеризовать героев, выявляя в них общее и индивидуальное.
► Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
► Определять идейную и эстетическую позицию писателя.
► Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
3. Развитие письменной и устной речи (коммуникативные умения)
► Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика).
► Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
► Выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.
► Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
4. Работа с информацией и критической литературой
► Конспектировать литературно-критическую статью.
► Использовать различные источники информации (в т.ч. критические статьи) для аргументации своей позиции.
5. Историко-литературный и общекультурный контекст
► Различать эпические, лирические и драматические произведения (закрепление и углубление).
► Прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения (например, тема "маленького человека", тема Чацкого и Чацких).
► Определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох (сравнивать классицизм и романтизм).
► Оценивать проблематику современной литературы и соотносить её с идейными исканиями художников прошлого (видеть диалог эпох).
Краткий вывод: портрет ученика 8 класса
► Ученик 8 класса — это читатель-аналитик, который выходит на уровень обобщения и системного мышления. Он не просто анализирует одно произведение, но и:
► Видит литературный процесс в развитии: прослеживает эволюцию тем и стилей.
► Понимает авторский мир: осознанно определяет творческую позицию писателя.
► Владеет инструментами глубокого анализа: умеет работать с эпизодом, композицией, подтекстом.
► Грамотно ведет диалог с критикой: может конспектировать и использовать мнение профессионалов.
► Создает сложные самостоятельные высказывания: пишет рассуждения, отзывы и умеет их редактировать.
Эти умения готовят учащихся к серьезному изучению курса литературы 9-го класса, который носит обзорный историко-литературный характер.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА
| Белых Григорий, Пантелеев Леонид - РЕСПУБЛИКА ШКИД |
| Дашевская Нина - СКРИПКА НЕИЗВЕСТНОГО МАСТЕРА |
| Джонс Диана Уинн - ХОДЯЧИЙ ЗАМОК |
| Каверин Вениамин - ДВА КАПИТАНА |
| Фонвизин Денис - НЕДОРОСЛЬ |