1. Системный анализ художественного текста
► Анализировать произведение, определяя:
• Принадлежность к литературному роду (эпос, лирика, драма) и жанру.
• Тему и идею (идейно-художественное содержание).
• Авторскую позицию.
► Определять элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка и понимать их роль в раскрытии идеи.• Тему и идею (идейно-художественное содержание).
• Авторскую позицию.
► Характеризовать героев, сопоставлять их с героями других произведений.
► Различать героя, повествователя и автора в художественном произведении.
► Давать анализ отдельного эпизода или стихотворения.
2. Историко-литературный и общекультурный контекст
► Прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях (например, эволюция темы свободы, образца героя и т.д.).
► Определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях писателей разных эпох (сравнивать классицизм, романтизм, реализм).
► Сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений и пути их разрешения.
► Видеть связь между различными видами искусства (литература, живопись, музыка, кино) и использовать их сопоставление (интермедиальный анализ).
3. Развитие читательской компетенции и интерпретации
► Осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него (эмоциональное восприятие).
► Формулировать собственное отношение к произведению, давать оценку (критическое осмысление).
► Воспринимать на слух литературные произведения разных жанров и адекватно понимать их.
4. Коммуникативные умения (устная и письменная речь)
► Выразительно читать тексты разных типов и жанров.
► Пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств языка и цитат.
► Отвечать на вопросы по тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог (в т.ч. литературную дискуссию).
► Создавать письменные работы:
• Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению.
• Собственные сочинения на темы, связанные с проблематикой произведений.
• Творческие работы разных жанров (эссе, рецензия, стилизация).
• Рефераты на литературные и общекультурные темы.
• Собственные сочинения на темы, связанные с проблематикой произведений.
• Творческие работы разных жанров (эссе, рецензия, стилизация).
• Рефераты на литературные и общекультурные темы.
Краткий вывод: портрет выпускника основной школы
Выпускник 9 класса — это квалифицированный читатель, способный к самостоятельному анализу и интерпретации сложных текстов. Его навыки характеризуются:
► Системностью: Он видит произведение как целостную структуру и вписывает его в большой историко-литературный контекст.
► Глубиной: Анализ goes beyond сюжета к пониманию авторского стиля, позиции и философской проблематики.
► Диалогичностью: Умеет вести содержательный диалог с автором, критикой, другими видами искусства и одноклассниками.
► Самостоятельностью: Способен формулировать и аргументированно отстаивать собственную обоснованную точку зрения.
► Развитой речью: Владеет письменной и устной речью на высоком уровне для создания развернутых аналитических и творческих высказываний.
Эти умения являются завершающим этапом базового литературного образования и фундаментом для успешного освоения программ 10-11 классов, где литература изучается на профильном уровне.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА
| Бах Ричард - ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН |
| Гоголь Николай - МЁРТВЫЕ ДУШИ |
| Карамзин Николай - БЕДНАЯ ЛИЗА |
| Кристи Агата - УБИЙСТВО В ВОСТОЧНОМ ЭКСПРЕССЕ |
| Лермонтов Михаил - ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ |
| Погорельский Антоний - ЛАФЕРТОВСКАЯ МАКОВНИЦА |