menu


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПО СКАЗКЕ

Сценарий урока-расследования для 2 класса
по сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»


► Тема: «Дело о пропавших разбойниках, или Кто напугал лесных бандитов?»
► Цель: Развитие навыков анализа текста, логического мышления, работы в группах через игровую детективную деятельность.
► Оборудование: Проектор или интерактивная доска, «дело» с уликами (карточки с изображениями животных, дома, разбойников), листы для записей «детективов», карандаши.

► Ход урока

1. Вступление: Получение дела (5 минут)
(Учитель наделяет себя ролью Начальника детективного агентства и обращается к классу)

Учитель: Здравствуйте, юные детективы! Сегодня к нам поступило очень необычное и срочное дело. В лесу произошел странный случай. Из собственного дома сбежали грозные разбойники! Они утверждают, что на них напало... привидение! Но мы-то с вами знаем, что привидений не бывает. Наша задача — провести расследование и выяснить:

❓Кто же на самом деле напугал разбойников?
❓Как им это удалось?
❓Почему они оказались в этом доме?
Все согласны помочь? Тогда вперёд, к расследованию!

2. Опрос свидетелей и сбор улик (15 минут)
Учитель: Любое расследование начинается со сбора показаний. Наши главные свидетели — это сами жители леса. Давайте послушаем их историю. Внимательно слушайте, вам нужно запомнить все детали!
(Учитель выразительно читает сказку, возможно, с опорой на иллюстрации или слайды. После чтения класс делится на 4 группы-«отдела»).

Учитель: Отлично, показания получены. Теперь каждая группа детективов получит улику и задание.

Группа 1: «Отдел по опознанию»
•    Улика: Картинки с изображением Осла, Собаки, Кота и Петуха.
•    Задание: Вспомните и запишите, почему каждый из них убежал из дома. Какой у них был мотив?

Группа 2: «Тактический отдел»
•    Улика: Картинка с изображением животных, стоящих друг на друге у окна.
•    Задание: Распишите по порядку, кто на ком стоял. Это был их план операции!

Группа 3: «Отдел звуковых аномалий»
•    Улика: Картинка с перепуганными разбойниками.
•    Задание: Запишите, какие звуки издавало каждое животное. Это было их оружие!

Группа 4: «Отдел по следам на месте преступления»
•    Улика: Картинка с домом разбойников.
•    Задание: Вспомните, где заснуло каждое животное в доме? (осёл – на мусоре, собака – за дверью, кот – на очаге, петух – на насесте).
(Группы работают 5-7 минут, учитель помогает и направляет).

3. Допрос свидетеля (5 минут)
Учитель: А теперь давайте проведём допрос! Я буду разбойником, который забежал в дом. А вы, детективы, будете задавать мне вопросы, чтобы проверить свою версию.
(Учитель выходит к доске и играет роль испуганного разбойника).

Учитель (в роли разбойника): Ой-ой-ой, какой ужас! Там такое творилось! В темноте сверкали глаза, кто-то меня царапнул, потом укусил, потом ударил, а сверху и вовсе страшный крик раздался!

Детективы (ученики) задают наводящие вопросы:

❓А куда вы вошли сначала?
❓Что вы сделали, чтобы зажечь свет?
❓Где именно вас поцарапали? И т.д.

(Учитель-разбойник отвечает, опираясь на текст, тем самым помогая детям закрепить последовательность событий).

4. Следственный эксперимент и установление истины (7 минут)
Учитель: Молодцы, детективы! Вы собрали все улики. Теперь давайте проведём эксперимент и восстановим картину произошедшего.

Задание для всего класса: Давайте инсценируем ту самую атаку!

Вызываются 4 «актёра»-добровольца: Осел, Собака, Кот и Петух. Они встают друг за другом, как в сказке.

По команде учителя каждый издает свой звук: осел ревёт, собака лает, кот мяукает, петух кукарекает.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему этот «концерт» так напугал разбойников? (Он был очень громким, неожиданным, они увидели страшную тень в окне).

Учитель: А теперь разберём второе нападение! Кто кого атаковал, когда разбойник вошёл в дом?

(Кот) царапнул в лицо, приняв его руку за уголь.
(Собака) укусила за ногу, когда он выбегал.
(Осёл) лягнул во дворе.
(Петух) прокричал с насеста.

5. Вынесение вердикта (3 минуты)
Учитель: Итак, детективы, наше расследование подходит к концу. Давайте ответим на главные вопросы:

❓Кто же настоящие герои этого дела? (Бременские музыканты: Осёл, Собака, Кот и Петух).
❓Было ли это привидение? (Нет, это были clever животные, которые действовали вместе).
❓В чём секрет их успеха? (Они дружно придумали план, помогли друг другу и не испугались).

Вердикт: Дело раскрыто! Разбойников напугали не привидения, а смелые, сообразительные и дружные животные, которые стали музыкантами и нашли себе новый дом!

6. Рефлексия. «Сыщицкий дневник» (5 минут)
Учитель: А теперь, детективы, закройте свои блокноты и ответьте на последний вопрос:
Чему нас научило это «дело»? (Важно быть дружными, помогать друг другу, не сдаваться, находить выход из сложной ситуации).

Домашнее задание: Нарисовать план дома разбойников с отметками, где кто спал, или нарисовать фоторобот самого хитроумного, по вашему мнению, музыканта.

Урок окончен. Отличная работа, детективы!