menu

Пришвин Михаил - ЭТАЖИ ЛЕСА 📚
19.06.2025, 14:43
  

Вот почему стоит читать рассказ Михаила Пришвина "Этажи леса":

🌳 Уникальные природные наблюдения
Пришвин раскрывает удивительный мир леса, где у каждого зверя и птицы — свой «этаж»! Как в настоящем доме, только вместо лифта — ветки и стволы.

💚 Глубокий экологический смысл
Случайно разрушив гнездо, герои не убегают, а исправляют ошибку — возвращают птенцов на их «этаж». Урок бережного отношения к природе — без нравоучений!

🐦 Трогательный сюжет о родительской любви
Птички-гаечки в панике ищут своих малышей, а те пищат и раскрывают рты — прямо как человеческие детки! 😢 А потом — радостная встреча! ❤️

🔬 Научная достоверность
Почему береза «стоит, как живая», даже когда погибла? Как птицы выбирают высоту для гнезда? Пришвин объясняет точно, но увлекательно — как лучший учитель природы!

🤔 Философский подтекст
Лесные «этажи» — не просто метафора. Это целый мир со своими правилами, где всё взаимосвязано. И человеку там нужно быть гостем, а не хозяином.

✍️ Прекрасный язык
Каждая фраза — как картина: «голые птенцы с широкими красными ртами», «береста — непроницаемый футляр». Читаешь — и видишь, слышишь, чувствуешь лес!

Этот рассказ — маленькое чудо 🌟 Он учит любви, ответственности и внимательности — без скучных наставлений. После него хочется выйти в лес, прислушаться и... быть аккуратнее! 😊

P.S. А еще после него никогда не забудешь, что у сов — свой «пентхаус», а у мышек — «цокольный этаж»! 🦉🐭

ТЕКСТ ⬇️⬇️⬇️
Категория: 2 класс | Добавил: skazvikt
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5


Всего комментариев: 5
avatar
0
1 skazvikt • 14:44, 19.06.2025
Вот 5 увлекательных вопросов, которые создадут интригу перед чтением рассказа Пришвина:

🐦 "Как ты думаешь, почему лесные жители не могут просто поменяться 'этажами'?"
(Провоцирует задуматься о законах природы vs человеческой гибкости)

🌲 "Что будет, если дерево умрёт, но останется стоять?"
(Намекает на удивительные свойства берёзы, которые раскроются в тексте)

👶 "Как бы ты поступил, если бы случайно разрушил чьё-то гнездо?"
(Подготовит к моральной дилемме героев)

🦉 "Почему совы живут 'на верхнем этаже', а мышки — в самом низу?"
(Затрагивает тему пищевой цепочки в игровой форме)

😊 "Могут ли животные понимать людей, которые хотят им помочь?"
(Настраивает на трогательный момент непонимания между птицами и людьми)

Эти вопросы:
• Разбудят любопытство к тексту 🔍
• Свяжут с личным опытом ("А видел ли ты когда-то гнездо?")
• В лёгкой форме введут научные понятия (экосистема, пищевые уровни)
• Дадут повод обсудить после чтения: "А как ты думаешь, птицы действительно 'не поняли' или просто испугались?"

После прочтения можно устроить мини-викторину: "Кто запомнил, какие ещё животные живут на каждом 'этаже'?" 🌿
avatar
0
2 skazvikt • 14:49, 19.06.2025
Краткое содержание в 6 предложениях

🌳 Лесные этажи: Пришвин описывает, как у птиц и зверей есть свои "этажи" обитания - от мышей в корнях до хищных птиц на вершинах деревьев.

💥 Неожиданное открытие: Охотники находят погибшую, но ещё стоящую берёзу, ломают её и случайно обнаруживают дупло с птенцами гаечек.

🐣 Беспомощные птенцы: Голые малыши с раскрытыми ртами принимают людей за родителей, требуя еды, а охотники подкармливают их червяками.

😨 Растерянные родители: Вернувшиеся гаечки не могут найти своих птенцов, так как не понимают, что их "этаж" исчез, и отказываются спускаться вниз.

🛠 Спасение гнезда: Люди прикрепляют кусок дерева с гнездом к другой берёзе на прежней высоте, восстанавливая птичий "этаж".

❤️ Счастливый финал: Через несколько минут гаечки находят своих птенцов, а рассказчик делает вывод о важности понимания законов природы.

Суть: История показывает, как легко нарушить хрупкий природный баланс, но и как просто его восстановить - если действовать с вниманием и заботой! 🌿✨
avatar
0
3 skazvikt • 14:50, 19.06.2025
МНОГОЭТАЖНЫЙ ЛЕС

На уроке литературы Макс неожиданно поднял руку:
— Ребята, а вы знаете, что лес — это как многоэтажный дом? У меня есть потрясающий рассказ Михаила Пришвина!
Петя лениво облокотился на парту:
— Ну и что? Деревья, птицы... Скукота.
— Как раз наоборот! — оживился Макс. — Представьте: у каждого зверя и птицы в лесу свой этаж! Мышки — внизу, как в подвале, соловьи — на первом, дрозды — на втором, а на самом верху, как пентхаус, — орлы и ястребы!
Варя заинтересовалась:
— И что, они никогда не меняются этажами?
— Вот в этом-то и дело! — воскликнул Макс. — Пришвин как раз про это удивительный случай рассказывает. Охотники срубили старую берёзу, а в ней оказалось...
— Ду-ду-дупло! — передразнил Петя.
— Именно! — не обратил внимания на шутку Макс. — И не просто дупло, а целый птичий детский сад! Птенцы гаечки вывалились вместе с гнёздышком. Голенькие, с огромными красными ртами, они сразу начали требовать еду!
Вера ахнула:
— Бедные малыши! И что, охотники их покормили?
— Ещё как! — продолжил Макс. — Они червяков накопали. Но самое интересное — родители-гаечки! Они летали вокруг, но спуститься вниз не могли — будто лифт сломался в их лесном небоскрёбе!
Петя наконец оторвался от парты:
— То есть они своих же детей не узнали?
— Не то чтобы не узнали, — объяснил Макс, — просто для них это был другой этаж! Они же привыкли, что их гнездо на определённой высоте. Пришвин пишет: "Они порхали в большой тревоге, но вниз не спускались".
— И чем всё закончилось? — спросила Варя.
— Охотники догадались! — улыбнулся Макс. — Они взяли кусок дерева с гнёздом и водрузили его на подходящую высоту на соседней берёзе. И знаете что? Через несколько минут счастливые родители уже кормили своих птенцов!
Петя задумался:
— Значит, у животных в лесу всё серьёзно с этими этажами...
— Именно! — подтвердил Макс. — Пришвин не просто так назвал рассказ "Этажи леса". Это же целая наука! Кстати, — добавил он, достав книгу, — здесь ещё много удивительных историй. Кто хочет почитать?
Варя тут же потянулась за книгой:
— Я! Мне кажется, после такого рассказа по-другому смотреть на лес начнёшь.
— Вот и отлично, — удовлетворённо сказал Макс. — Теперь, когда пойдёте в лес, попробуйте определить — на каком этаже какие жильцы обитают!
P.S. На следующей неделе класс дружно отправился на экскурсию в лесопарк. И, как вы думаете, кто всем рассказывал про "птичьи этажи"? Конечно же, Макс!
avatar
0
4 skazvikt • 14:51, 19.06.2025
ТЕКСТ

Михаил Пришвин
ЭТАЖИ ЛЕСА


У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает; у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить.Этажи леса

Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пенышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье: мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети.

Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.
avatar
0
5 skazvikt • 14:52, 19.06.2025
Комплект материалов по осознанному чтению:

1. Текст рассказа
2. Комментированное чтение
3. Сравни лесной дом и обычный, в котором живут люди
4. Расставь события по порядку
5. Читательский дневник (пустой + заполненный)
6. Пословицы перепутались
7. Верно или нет?
8. Почему каждый вид селится на своём месте?
avatar