menu

Ушинский Константин - ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ
09.09.2025, 15:38


Рассказ Константина Ушинского «Четыре желания» — это небольшой, но очень глубокий текст, который стоит прочитать и обсудить с детьми по нескольким причинам:

1. Учит ценить разнообразие и красоту каждого момента
Главная мысль рассказа в том, что каждое время года (как и этап жизни) по-своему прекрасно. Митя, восхищаясь зимой, весной, летом и осенью по очереди, показывает, что нельзя выбрать что-то одно и отвергнуть остальное. Это учит ребенка не зацикливаться на одном удовольствии, а уметь радоваться разным проявлениям жизни.

2. Развивает эмоциональный интеллект
Рассказ помогает понять, что чувства и желания могут быть сиюминутными и меняться в зависимости от обстоятельств. Это важный урок для детей (и многих взрослых): наши эмоции временны, и не стоит принимать вечные решения на основе временного восторга.

3. Показывает мудрый подход отца к воспитанию
Отец Мити не спорит с ним, не читает нравоучений. Он предлагает сыну записывать свои желания, чтобы тот позже сам увидел их противоречивость. Это блестящий пример того, как можно мягко и ненавязчиво подвести ребенка к важному выводу, развивая его критическое мышление.

4. Формирует представление о цикличности времени
Рассказ в простой и наглядной форме знакомит ребенка с годовым циклом, со сменой времен года и тем, что каждое из них несет свои уникальные радости и занятия. Это расширяет кругозор и учит наблюдать за природой.

5. Короткий, понятный и дидактически выверенный
Как и все произведения Ушинского, этот рассказ написан прекрасным литературным языком, понятным ребенку. Он не перегружен деталями, но очень образный. Это делает его идеальным для одного из первых самостоятельных чтений или для семейного обсуждения.

6. Повод для важного разговора с ребенком
После чтения можно обсудить с ребенком:
? Какое время года нравится ему и почему?
? Бывало ли, что он сильно чего-то хотел, а потом его желание менялось?
? Почему хорошо, что времена года сменяют друг друга?

В итоге, «Четыре желания» — это не просто рассказ о мальчике и временах года. Это урок философского отношения к жизни, который учит ценить многообразие мира, понимать изменчивость своих желаний и находить радость в каждом моменте. Это основа для формирования взвешенного и гармоничного взгляда на мир.

-----------------------------------------------------------------
Читаем рассказ
Константин Ушинский
ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ


Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
-----------------------------------------------------------------
Категория: 1 класс | Добавил: skazvikt | Теги: Ушинский
Просмотров: 177 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2


Всего комментариев: 2
avatar
0
1 skazvikt • 15:39, 09.09.2025
Вот 5 вопросов перед чтением рассказа «Четыре желания»:

1. Вопрос на активизацию личного опыта:
Какое твоё самое любимое время года? Почему? А какое занятие в это время года тебе нравится больше всего?
Цель: Связать тему рассказа с личным миром ребёнка. Это создаст эмоциональную вовлечённость и интерес — ему будет любопытно сравнить свои предпочтения с выбором героя.

2. Вопрос на прогнозирование по названию:
Как ты думаешь, о каких «четырёх желаниях» может идти речь в рассказе? Кто мог их загадать?
Цель: Разбудить фантазию и заставить ребёнка строить догадки. Название интригует, и этот вопрос поможет сформулировать первичные ожидания от текста.

3. Вопрос на наблюдение за природой:
А бывает ли такое, что одно время года кончается и наступает другое? Тебе всегда бывает грустно или ты ждёшь чего-то нового и интересного от следующего времени года?
Цель: Подвести к одной из главных тем рассказа — цикличности и сменяемости явлений. Вопрос готовит почву для понимания, что у каждого периода есть свои плюсы.

4. Вопрос на анализ причинно-следственных связей:
Представь, что ты можешь остановить время и сделать так, чтобы всегда была, например, зима. Что хорошего и что плохого в этом может быть?
Цель: Зародить сомнение в абсолютности одного желания. Ребёнок начнёт задумываться о последствиях, что сделает последующее открытие Мити для него более понятным и личным.

5. Вопрос на внимательность к деталям:
Сейчас мы прочитаем рассказ о мальчике Мите. Давай проследим, какие именно занятия в каждом времени года приносят ему такую радость, что он хочет, чтобы оно длилось вечно.
Цель: Направить внимание не только на сюжет, но и на детали, на те конкретные удовольствия, которые описывает автор. Это научит ребёнка вдумчивому чтению и замечать красоту в простых вещах.

Как использовать эти вопросы:
Задайте их непринуждённо, прямо перед тем, как начать читать. Не требуйте "правильных" ответов — это всего лишь разминка для ума, которая сделает само чтение более осознанным и интересным.
avatar
0
2 skazvikt • 15:39, 09.09.2025
Краткое содержание рассказа К. Ушинского «Четыре желания» в шести предложениях:

1. Мальчик Митя зимой весело катался на санках и коньках, поэтому пожелал, чтобы всегда была зима, и его отец предложил записать это желание в книжку.
2. Весной, набегавшись за бабочками и нарвав цветов, Митя решил, что лучше весны нет ничего, и это его новое желание тоже было записано.
3. Летом мальчик целый день ловил рыбу, собирал ягоды и кувыркался в сене, после чего захотел, чтобы лето никогда не кончалось.
4. Осенью, собирая румяные яблоки и груши в саду, Митя пришёл в восторг и объявил осень лучшей порой года.
5. Тогда отец показал ему записную книжку, где были одно за другим записаны все четыре его сезонных желания.
6. Этот наглядный урок помог Мите понять, что каждое время года по-своему прекрасно и нельзя выбрать лишь одно из них.
avatar