menu

Русская сказка - МУЖИК И МЕДВЕДЬ
01.09.2025, 17:52


Эта сказка — не просто развлечение для детей. Вот почему ее стоит читать (и обсуждать с детьми):

1. Учит уму и смекалке. Главный урок — силу можно победить умом. Мужик не вступает в бой с медведем, а переигрывает его хитростью. Это развивает критическое мышление и показывает, что не все проблемы решаются грубой силой.

2. Знакомит с основами договорных отношений. Сказка наглядно демонстрирует: важно внимательно читать "контракт". Медведь дважды соглашается на условия, не вникая в суть. Это повод обсудить с ребенком, почему всегда нужно понимать, на что ты соглашаешься.

3. Дает базовые знания о природе. Ребенок в игровой форме узнает, что у разных растений съедобны разные части: у репы — корнеплод (корешок), а у злаков (ржи) — зерно, которое находится в колосьях (вершках).

4. Объясняет причинно-следственные связи. Наглядно показано, что у обмана (или справедливого возмездия) есть последствия — вражда между мужиком и медведем. Это повод поговорить о доверии и последствиях поступков.

5. Развивает чувство юмора. Абсурдная ситуация, в которой медведь дважды попадается на одну и ту же уловку, вызывает смех и учит детей видеть комичное.

6. Это часть культурного кода. Сказка с древними корнями объясняет, откуда пошла "вражда" человека и медведя в фольклоре. Это приобщение к традиционной картине мира и народной мудрости.

Читать эту сказку стоит, чтобы научить ребенка не бояться сильного противника, мыслить гибко, внимательно относиться к договоренностям и понимать, что у каждого действия есть последствие. Это урок практической смекалки, облеченный в простую и запоминающуюся форму.

------------------------------------------------------------------------

Русская сказка
МУЖИК И МЕДВЕДЬ


Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
Категория: 1 класс | Добавил: skazvikt | Теги: Русская_сказка
Просмотров: 123 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2


Всего комментариев: 2
avatar
0
1 skazvikt • 17:53, 01.09.2025
5 вопросов, которые можно задать ребенку перед чтением сказки "Мужик и медведь":

1. Вопрос на предположение (по названию и иллюстрациям):

"Как ты думаешь, о чем может быть эта сказка? Посмотри на картинку: мужик и медведь. Они друзья или враги? Что может произойти между ними?"

Цель: Разбудить интерес и фантазию, научить делать прогнозы.

2. Вопрос о характерах и силе:

"Кто сильнее: человек или медведь? Если тебе придется столкнуться с тем, кто намного сильнее тебя, как ты будешь действовать: будешь драться или попробуешь придумать что-то еще?"

Цель: Подвести к главной теме сказки — противостояние ума и грубой силы.

3. Вопрос о договорах и хитрости:

"Что значит "хитрить" или "быть хитрым"? Это плохо или хорошо? Всегда ли хитрость – это обман?"

Цель: Заранее обсудить сложную моральную дилемму сказки, чтобы во время чтения ребенок мог оценить поступки мужика.

4. Вопрос на знание природы (подготовка к юмору):

"А ты знаешь, что такое репа и где она растет? А что такое рожь и из чего пекут хлеб? Какая часть у этих растений самая вкусная и полезная?"
Цель: Дать необходимые знания, чтобы ребенок сразу понял юмор ситуации с "вершками и корешками", а не запутался в ней.

5. Вопрос о последствиях:

"Как ты думаешь, если кого-то обмануть, что может произойти потом? Испортится ли отношение между людьми (или зверями)?"

Цель: Нацелить на понимание финала сказки и ее главного урока — у любого действия есть последствия.

Эти вопросы помогут не просто прочитать текст, а глубоко его проанализировать и извлечь из него всю народную мудрость.
avatar
0
2 skazvikt • 17:54, 01.09.2025
Краткое содержание в 6 предложениях

1. Сделка: Мужик, чтобы избежать расправы медведя в лесу, предлагает ему вырастить репу вместе, пообещав отдать вершки, а себе взять корешки.
2. Первый обман: Когда репа выросла, мужик отдает медведю бесполезную ботву, а себе забирает сладкие корнеплоды.
3. Гнев медведя: Медведь пробует репу и понимает, что его обманули, поэтому запрещает мужику ездить в лес за дровами.
4. Вторая сделка: На следующий год мужик сеет рожь, и на этот раз предлагает медведю взять корешки, а себе — вершки.
5. Второй обман: Медведь получает бесполезные соломенные корни, а мужик увозит зерно, из которого делают хлеб.
6. Итог: Обозленный медведь ничего не может поделать с хитрым мужиком, и с тех пор между ними начинается вражда.
avatar