menu

Ушинский Константин - ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ
22.09.2025, 16:24


Этот короткий рассказ Ушинского — настоящая жемчужина, и его стоит читать детям (и обсуждать с ними) по нескольким важным причинам:

1. Борьба с хвастовством и зазнайством
Это самая очевидная мораль. Рассказ наглядно показывает, что хвастовство и преувеличение своих достоинств выглядит смешно и глупо. Гусь объявляет себя «царём всех птиц», но его умения лишь посредственны. Это прекрасный повод поговорить с ребёнком о том, что скромность и адекватная самооценка ценнее пустого бахвальства.

2. Важность качества, а не количества
Ключевая идея заключена в финальной фразе журавля: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо». В современном мире, где детей стараются записать на все кружки сразу, эта мысль очень актуальна. Рассказ учит, что глубокое мастерство в одном деле гораздо ценнее, чем поверхностные знания во многих.

3. Критическое мышление и трезвая самооценка
Гусь не даёт себе честного отчёта. Он не сравнивает своё плавание с плаванием рыбы, а бег — с бегом оленя. Журавль выступает здесь как голос разума, который призывает к объективному взгляду на вещи. Это учит ребенка анализировать свои реальные способности, а не жить в мире иллюзий.

4. Развитие речи и культуры дискуссии
Фраза журавля — это классический пример народной мудрости, афоризма. Она запоминается и может стать в вашей семье «крылатым выражением». Обсуждая рассказ, вы развиваете у ребенка умение формулировать свои мысли и доказывать точку зрения.

5. Повод для важного разговора с ребёнком
После прочтения можно задать наводящие вопросы:

•    «Почему гусь считал себя лучшим?»
•    «Был ли он прав?»
•    «Почему журавль назвал его глупым?»
•    «Согласен ли ты с советом журавля?»
•    «А тебе встречались такие «гуси» в жизни?»

Итог: Этот рассказ — не просто поучительная история, а отличный инструмент для воспитания характера и развития мышления. Ушинский в своей манере — кратко, ясно и мудро — доносит до ребенка идеи, которые остаются актуальными всю жизнь.

---------------------------------------------------------------

Константин Ушинский
ГУСЬ И ЖУРАВЛЬ


Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою: 
— Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь! 
Подслушал гуся журавль и говорит ему: 
— Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.
 
Категория: 1 класс | Добавил: skazvikt | Теги: Ушинский
Просмотров: 105 | Загрузок: 2 | Комментарии: 2


Всего комментариев: 2
avatar
0
1 skazvikt • 16:25, 22.09.2025
5 вопросов перед чтением басни «Гусь и Журавль»

1. Вопрос по названию:
Посмотри на название. Как ты думаешь, о чём будет эта история? Кто главные герои?
Цель: Разбудить интерес и научить строить предположения на основе ключевой информации. Ребенок активирует знания о гусях и журавлях.

2. Вопрос-предположение по иллюстрации
Посмотри на картинку. Каким здесь изображён гусь? А каким — журавль? Какой у них разговор может быть?
Цель: Развитие визуального восприятия и эмоционального интеллекта. Помогает "войти" в ситуацию и представить характеры героев.

3. Вопрос на личный опыт:
А ты когда-нибудь хвастался? Или встречал людей, которые любят хвастаться? Что ты при этом чувствовал?
Цель: Связать содержание текста с жизненным опытом ребенка. Это делает чтение лично значимым и повышает мотивацию узнать, что же произойдет в сказке.

4. Проблемный вопрос:
Как ты думаешь, что лучше: уметь немногое, но хорошо, или уметь всё, но кое-как?
Цель: Сформулировать главную проблему, которая будет раскрыта в тексте. Это заставляет ребенка задуматься и искать ответ в процессе чтения.

5. Вопрос, направляющий на поиск главной мысли:
Давай попробуем угадать, какую мудрую мысль (мораль) хочет донести до нас эта басня?
Цель: Настроить на выявление главной идеи, учить читать не просто ради сюжета, а ради смысла.
Что это дает?
После таких вопросов ребенок будет читать не как пассивный слушатель, а как активный исследователь, который проверяет свои догадки и ищет ответы. Это превращает чтение в увлекательный диалог с автором!
avatar
0
2 skazvikt • 16:25, 22.09.2025
Краткое содержание в 6 предложениях

1. Гусь, плавая по пруду, хвастался сам себе, что он удивительная птица.
2. Он заявил, что умеет ходить по земле, плавать и летать, а потому является царём всех птиц.
3. Его хвастовство подслушал журавль.
4. Журавль прямо назвал гуся глупой птицей.
5. Он возразил, что гусь не умеет плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл.
6. И заключил, что лучше мастерски уметь что-то одно, чем быть посредственным во всём.
avatar