menu

Ушинский Константин - СПОР ДЕРЕВЬЕВ
20.11.2025, 15:48


Этот короткий рассказ Ушинского стоит читать (и обсуждать с детьми) по нескольким важным причинам. Он не просто описывает спор деревьев, а учит думать и смотреть на мир глубже.

1. Он учит критически оценивать хвастовство и гордыню.
С самого начала становится ясно, что спор ни к чему хорошему не приведет. Деревья не ищут истину, а хвастаются, пытаясь унизить друг друга. Дуб кичится силой, Яблоня — своим местом «на царском столе», а Сосна — своей практической пользой. История наглядно показывает, что хвастовство и попытки самоутвердиться за счет других — это тупиковый путь.

2. Он показывает, что у каждого есть своя уникальная ценность.
Это главный урок рассказа. Дуб силен и величественен, Яблоня дарит вкусные плоды, а Сосна — незаменимый строительный материал и источник тепла. Автор подводит читателя к выводу: бессмысленно сравнивать несравнимое. Ценность каждого зависит от ситуации и критериев оценки. То, что кажется главным достоинством летом (листья или плоды), теряет значение зимой, и на первый план выходит другая полезность.

3. Он развивает системное мышление.
Рассказ помогает понять, что мир устроен сложно и в нем всё взаимосвязано. Лес — это не просто набор деревьев, а единый организм, где каждый вид играет свою роль. Если бы в лесу росли только дубы, люди лишились бы фруктов и строительного леса. Если бы росли одни яблони, им не хватило бы защиты от ветров. История учит видеть целое, а не только отдельные его части.

4. Он поднимает тему истинной и мнимой пользы.
Дуб говорит о своей личной мощи, Яблоня — о престиже («на царском столе»), а Сосна — о жизненно важной, будничной пользе для простых людей («печки топлю, и избы строю»). Ушинский тонко намекает, что настоящая ценность часто заключается не в показной красоте или силе, а в скромном, но ежедневном служении другим.

5. Это блестящий пример аллегории.
Рассказ — это точная модель человеческого поведения. Мы часто ведем себя точно так же, как эти деревья: спорим, кто важнее, умнее, красивее, не понимая, что каждый человек обладает своим набором уникальных качеств. История помогает перенести этот урок на отношения между людьми, уча терпимости и уважению к различиям.

В итоге, «Спор деревьев» — это концентрат житейской мудрости в простой и понятной для ребенка форме. Он воспитывает скромность, уважение к другим и способность видеть многогранность мира.

------------------------------------------------
📖 ЧИТАТЬ 📖

Константин Ушинский
СПОР ДЕРЕВЬЕВ


Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? 
Вот дуб говорит:
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю. 

------------------------------------------------

Комплект материалов:
5 вопросов перед чтением сказки
Три вида информации
Анализ притчи «Спор деревьев»

ИГРЫ на карточках:
Замени одинаковые цифры одинаковыми буквами
Посчитай, сколько здесь деревьев
Переставь местами слоги  в словах
Ответь на вопросы викторины
Раскрась картинку
Поставь, где нужно, знаки препинания и заглавные буквы
Филворд
Найди одно дерево, которое отличается от других

КАК ПОЛУЧИТЬ И СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ С САЙТА
 
Категория: 1 класс | Добавил: skazvikt | Теги: Ушинский
Просмотров: 62 | Загрузок: 4 | Комментарии: 1


Всего комментариев: 1
avatar
0
1 skazvikt • 15:31, 29.11.2025
Вот 5 вопросов, которые подготовят читателя к сказке К. Ушинского «Спор деревьев»:

1. Вопрос о личном опыте:
Ты когда-нибудь слышал, как люди спорят, чья вещь лучше, кто сильнее или кто прав? Чем обычно заканчиваются такие споры?

2. Вопрос на сравнение и анализ:
Чем, по-твоему, дуб может быть лучше яблони? А чем яблоня может быть полезнее дуба? Есть ли один-единственный правильный ответ на этот вопрос?

3. Вопрос, направляющий на главную проблему:
Если бы тебе нужно было решить, какое дерево самое главное в лесу, на что бы ты обратил внимание: на его размер, на его плоды или на что-то ещё?

4. Вопрос, связанный с временем года:
Вспомни, как выглядит лес зимой. Все ли деревья остаются одинаковыми? Какое дерево, по-твоему, больше всего нужно людям и животным в холодное время года?

5. Вопрос на прогнозирование:
Как ты думаешь, можно ли вообще определить, кто «лучший»? Что для этого нужно — быть самым сильным, самым красивым или самым полезным? И может ли быть так, что каждый хорош по-своему?
avatar