Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. — А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой. Мышей у меня было много. Я слышал — ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей. Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза все смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола ежик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе, наконец, место под кроватью и там совершенно затих. Когда стемнело, я зажег лампу, и — здравствуйте! — ежик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака, а ноги мои были, как стволы деревьев, и, наверное, очень нравились ежику он так и шнырял между ними, понюхивая и почесывая иголками задник у моих сапог. Прочитав газету, я уронил ее на пол, перешел в кровать и уснул. Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажег свечку и только заметил, как еж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: "Зачем это ежику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол. Тут я и понял его: газета ему была, как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда, и оказалось, правда: в скором времени еж весь обернулся газетой и сделал себе из нее настоящее гнездо. Кончив это важное дело, он вышел из своего жилища и остановился против кровати, разглядывая свечу луну. Я подпустил облака и спрашиваю. — Что тебе еще надо? Ежик не испугался. — Пить хочешь? Я встал. Ежик не бежит. Взял я тарелку, поставил на пол, принес ведро с водой, и то налью воды в тарелку, то опять волью в ведро, и так шумлю, будто это ручеек поплескивает. — Ну, иди, иди, — говорю. — Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и вот тебе вода. Смотрю: будто двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему свое озеро. Он двинется — и я двину, да так и сошлись. — Пей, — говорю окончательно. Он и залакал. А я так легонько по колючкам рукой провел, будто погладил, и все приговариваю. — Хороший ты малый, хороший! Напился еж, я говорю: — Давай спать. Лег и задул свечу. Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. Зажигаю свечу — и что же вы думаете? Ежик бежит по комнате, и на колючках у него яблоко. Прибежал в гнездо, сложил его там и за другим бежит в угол, а в углу стоял мешок с яблоками и завалился. Вот еж подбежал, свернулся около яблок, дернулся и опять бежит — на колючках другое яблоко тащит в гнездо. Так вот и устроился у меня жить ежик. А сейчас, я как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко — выпьет, то булочки дам — съест.
1. Прочитай текст вслух по слогам, делая упор на ударения. 2. Прочитай текст как ты обычно говоришь, не проговаривая слоги.
Ты заметил разницу в написании некоторых слов и их произнесении? Это и есть ОПАСНЫЕ слова. Нам с ними нужно подружиться, чтобы знать их в лицо и не делать в них ошибок.
Например, в первой же фразе сразу несколько ОПАСНЫХ слов: "Раз шёл я по берегу", а говорим мы [Рас шол я по беригу].
3. Выпиши в тетрадь или блокнот такие ОПАСНЫЕ слова (в квадратных скобках не нужно ничего писать, ты это должен проговорить) Когда будешь эти слова выписывать, вместо букв, которые слышатся и пишутся по-разному, ставь прочерк (нижнее подчеркивание). Лучше записывать эти слова не в строчку, а в столбик. Вот так: Ра_ ш_л по бер_гу
4. Теперь нужно к этим ОПАСНЫМ словам найти проверочные слова, подобрать правило, по которому они пишутся или заглянуть в словарь. Рядом с каждым словом напиши найденное проверочное слово или правило. Если это словарное слово, так и запиши (Сл.) Получится так: Ра_ раЗы ш_л шЕдший по бер_гу берЕг (Сл)
5. Теперь ты с лёгкостью можешь вместо пропусков поставить нужные буквы. Можешь написать их ЗЕЛЁНЫМ цветом, чтобы они выделялись.
раЗ шЁл по берЕгу
СУПЕР! Теперь тебе слова из рассказа М.Пришвина "Ёж" НЕ опасны!!!
Раз шел я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога — он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. — А, ты так со мной! — сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой.
В ЭТОМ отрывке ты можешь найти ОПАСНЫЕ слова, записать их с пропусками и дать маме, чтобы она вставила пропущенные буквы! А ты потом её проверишь!
К_гда ст_мнело, я заж__ лампу, и — здра_ствуйте! — ёжик выб_жал из-под кр_вати. Он, коне_но, п_думал на лампу, что эт_ луна вз_шла в л_су: при луне ежи любят бегать по л_сным п_лянкам. И так он пустился бегать по комн_те, пре_ставляя, что это л_сная п_лянка.