Главная » Статьи » Проверь себя » Русские народные сказки

Викторина по русской народной сказке "Мороз, Солнце и Ветер"

Викторина по русской народной сказке "Мороз, Солнце и Ветер"


Викторину составили Фёдор и Борис Ларионовы
с родителями
Команда "Мудрые гномы"

  1. Где старик встретил мужиков?

    в лесу
    на дороге
    в городе
    в деревне

  2. С кем шел старик по дороге?

    с приятелем
    со страрухой
    ни с кем
    с купцом

  3. Сколько мужиков встретил старик?

    3
    4
    5
    6

  4. Как старик приветствовал встретившихся ему мужиков?

    снял шляпу
    поклонился
    пожал руку
    сказал «Hello!»

  5. Как звали мужиков?

    Мороз, Солнце и Ветер
    Пузырь, Соломинка и Лапоть
    Атос, Портос и Арамис
    Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф

  6. Сколько раз поклонился старик?

    1
    2
    3
    4

  7. Из-за чего вышел спор у мужиков?

    из-за того, кто из них красивее
    из-за того, кому поклонился старик в особицу
    из-за того, кто съел мёд
    из-за того, куда идти

  8. Почему Мороз думал, что в особицу мужик поклонился ему?

    чтобы он не слишком его морозил
    чтобы не растаяло мороженное в холодильнике
    потому что он украшает окошки узорами
    потому что это был Дед Мороз

  9. Почему Солнце думало, что мужик в особицу поклонился ему?

    чтобы оно светило всё время
    чтобы оно его не сильно припекало
    чтобы оно не пряталось за тучи
    потому что оно звезда

  10. Кому старик поклонился в особицу?

    Морозу
    Солнцу
    Ветру
    Воде


    


      © Марина Локсина, 2014 год

         http://skazvikt.ucoz.ru/



Категория: Русские народные сказки | Добавил: skazvikt (21.05.2014)
Просмотров: 6998 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
avatar
0
1 skazvikt • 16:20, 16.06.2014
Солнце, мороз и ветер

Случилось это в стародавние времена. Шли одним путем солнце, мороз и ветер и разговор промеж себя вели.
Солнце говорит:
— Я сильнее вас обоих.
Мороз отвечает:
— Нет, я сильнее.
Понимают они, что сильному легко жить на свете: куда он ни пойди, все его боятся. Но как узнать, кто из них самый сильный?
Идут они, идут и встречают человека. Завидя путников, снял человек шляпу, поклонился и пошел дальше. Но не успел он отойти, как те трое его обратно кличут: хотят знать, кому человек поклонился. Не всем же троим?
Вот и спрашивают они его:
— Скажи, человек, правду: кому из нас троих ты поклонился? Не всем же троим сразу?
Думал человек, думал, а что ответить, не знает. Скажешь — «всем троим» — бог знает, ладно ли будет? Скажешь — «одному», так не знаешь, которому: солнце спалить может, мороз — обморозить, а ветер — землю высушить. Подумал человек: «Не лучше ли сказать, что ветру поклонился? Солнце как ни жги, а ветер подует, вот и посвежеет. Мороз как ни студи, а ветер с юга подует, вот и потеплеет.
Надумал и говорит:
— Я поклонился ветру.
Солнцу это не понравилось, оно грозит человеку:
— Ты еще попомнишь, что ветер тебе любезнее меня был.
А ветер утешает человека, говорит:
— Не страшись ни солнца, ни мороза. Коль начнут они тебя обижать, ты меня помяни.
Летом солнце задумало отомстить человеку и давай палить лучами, сколько есть жару. Так человеку жарко стало, что не знает, куда и деваться: ни на дворе, ни в избе никакой прохлады, хоть в воде спасайся! Да долго ли в воде просидишь? Тут человек про ветер вспомнил и говорит:
— Хоть бы ветерок подул! Не так бы жарко было.
Ветер тут как тут — подул с севера, и сразу прохладнее сделалось. Человек опять за работу взялся, а солнцу пришлось признать, что ветер сильнее его оказался.
Зимой мороз надумал человеку отомстить и наслал такую стужу, что человек даже в избе в шубу кутался. Снова человек о ветре вспомнил и говорит:
— Хоть бы ветер подул, погонял бы облака, вот мороз и полегчал бы.
В тот же час подул ветер с юга, закрутил снежную вьюгу, мороз и полегчал. Человек вышел из дому и стал собираться в лес.
Тут и мороз понял, что ветер сильнее его, что с ним не потягаешься. И поехал человек спокойно в лес по дрова.
Повстречался ветер с солнцем и говорит ему:
— Сильнее тот, кто силой не бахвалится. Только на деле видно, у кого силы больше.
avatar
0
2 skazvikt • 16:20, 16.06.2014
Солнце, Мороз и Ветер

Шел прохожий, увидел у дороги трех человек и говорит им:
- Добрый день! - и пошел дальше.
Стали те между собой спорить, кому из них он сказал, догоняют его, спрашивают:
- Кому ты из нас доброго дня пожелал? А он спрашивает:
- А вы кто такие будете? Один говорит:
- Я - Солнце. Другой говорит:
- Я - Мороз.
А третий:
- А я, - говорит, - Ветер!
- Ну, так это я Ветру сказал.
Тогда солнце и говорит человеку:
— Я тебя в жатву сожгу.
А ветер:
— Не бойся, в жару повею холодом.
А мороз хвастает:
— А я тебя зимой заморожу.
— А если ты, мороз, начнёшь морозить, то я не стану дуть — вот человек и не замёрзнет.
avatar
0
3 skazvikt • 16:22, 16.06.2014
МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР

Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жáра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
avatar
0
4 skazvikt • 16:23, 16.06.2014
УРОК

Мороз, Солнце и Ветер
Кушпелева Анна Георгиевна, учитель начальных классов

Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
Воспитывать уважение и любовь к природе.
Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроения.

Учитель:

В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.

Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.

– Это высказывание о загадках.

Учитель: Что знаете о загадках?

Дети: Загадки бывают авторские и народные.
– Загадки относятся к устному народному творчеству.
– Предмет может быть загадан через описание внешнего вида или действий.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.

Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.

Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.

4. Создание проблемной ситуации

Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)

Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)

Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами:

Ветер
Мороз
Солнце
Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

Дети: Мы будем читать произведение «Мороз, Солнце и Ветер».
avatar
0
5 skazvikt • 16:24, 16.06.2014
Продолжение УРОКА

5. Постановка целей и задач урока

Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

6. Первичное восприятие текста

Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.

Проверка эмоционального восприятия.

Учитель: Поделитесь своими мыслями о прочитанном произведении.

Дети: Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?

Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.

Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?

Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.

Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?

Дети: Олицетворение.

7. Работа над произведением

Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.

Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.

Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

Почитает – верхняя прядь волос
Невдомёк – недалёкий, простодушный, малознающий человек
Чубы – выражает признание за заслуги
Простак – не может догадаться, сообразить
Уважить – оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание
Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.

(Читает ученик)

Учитель: Из каких частей состоит сюжет?

Дети: Завязка, кульминация, развязка.

Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.

(Дети зачитывают предложения)
avatar
0
6 skazvikt • 16:24, 16.06.2014
Продолжение УРОКА

Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?

Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.

Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.

(Дети зачитывают предложения)

Учитель: Во что перерос спор?

Дети: Спор героев перерос в драку.

Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?

Дети: Нельзя считать себя самым лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.

(Дети зачитывают предложение)

Учитель: Какая основная мысль сказки?

Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Друзья познаются в беде.
Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.

Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.

Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.

Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.

Учитель: Как старик относится к силам природы?

Дети: Человек находится в зависимости от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.

Учитель: Почему появилась данная сказка?

Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

8. Итог урока

Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?

Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

Учитель: Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.

9. Домашнее задание

Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.

Дети: Прочитать сказку по ролям.
– Нарисовать иллюстрации главных героев.
– Попробовать сочинить свою сказку о других явлениях природы.
– Прочитать авторскую сказку К. Ушинского «Ветер и Солнце».

Учитель: Вот и всё.

Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!

Источник http://festival.1september.ru/articles/596802/
avatar