Вторник, 25.07.2017, 15:52
Сказочные викторины                              
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 3«123
Форум » Курс грамотного письма » Занимательно о русском языке » Игры на уроках русского языка
Игры на уроках русского языка
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:33 | Сообщение # 31
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
ИГРА В ДОКТОРА ЗВУКОВА

— Я доктор Звуков,— объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или взяв какой-нибудь врачебный атрибут,— если твои куклы еще не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу.
- Таня,— обращаетесь вы к кукле,— скажи: «На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад». (И картавите за Таню: «На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад») Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство: десять слов на Р начинающиеся и пять слов на Р заканчивающиеся.

Вы сможете ей подсказать слова сами или прислать «медсестру». Ребенок (в роли медсестры) называет слова, растягивая нужный звук, вы отвечаете за Таню, постепенно «выздоравливая». Играть с картавой Таней следует в том случае, если ваш ребенок сам не картавит.

Удобны и полезны для игры в доктора Звукова скороговорки. Так, кукольный негритенок имеет право не выговаривать какие-то русские звуки. Он говорит, например, так: «У слона фффобот. Положи в чай сафффар». Какой звук он не умеет произносить? (Теперь ребенок уже сам играет роль доктора Звукова, а вы пришли к нему на прием с «сыном».)
А какую скороговорку ему прописать в качестве лекарства? — «От топота копыт пыль по полю летит»? Или: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»? А как произнесет скороговорку: «Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»

Мальчик Леня, который путает Р и Л и сам себя называет Реней? При «болезни» каких звуков надо прописывать скороговорки: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка белая губка была тупа» или «Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все»?

Если юный логопед затрудняется в ответе, предложите ему произнести скороговорки несколько раз в нарастающем темпе: он сам обнаружит, на каких звуках он «спотыкается».

Логопедическими лекарствами могут быть и детские стихи с подчеркнутой звукозаписью. Так, мальчику Рене лучше всего про¬писать стихотворение М. Валека (перевод Р. Сефа) «Канитель»:
Канителили метели,
И в метельной канители
Белые дома летели
И вертелись,
Как хотели.
А заснеженные ели
Громко пели
И скрипели,
И виднелся еле-еле
Через пелену метели
Белый борт грузовика.
И в метельной карусели
Странные слова звенели.
Неужели
В самом деле
Ждет Снегурка
Две недели
Белого Снеговика?

А шепелявого мышонка исцелят стихи И. Токмаковой о его сородичах, особенно если доктор повторяет эти стихи трижды — все тише и тише:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши,
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом,
Впереди идут старшины,
Распевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише,
Шаг ровней держите, мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты».
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный!

Такого рода игры, в которых ребенок на слух определяет звуковые характеристики слов, следует сочетать с играми, требующими от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике. Вот пример такой игры.

Дети «нагружают машины». У каждого — карандаш и бумага. На одном листе появляются грузовики марки МММ, на другом марки ЛЛЛ. Каждый грузовик может везти самые разнообразные и неожиданные предметы, но все они должны начинаться на нужный звук. В грузовики «МММ» ребенок может погрузить (нарисовать в кузове) мыло, мармелад, мультфильмы, «Мурзилку» и отправиться в Москву к маме, в магазин. Грузовики «ЛЛЛ» загружаются люстрами, лентами, лентяями, лебедями и едут в лес.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:33 | Сообщение # 32
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
ЗВУКОВОЕ ЛОТО

Эта игра требует от ребенка умения находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. По правилам ее детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук, например В, и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком В?»

Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня ВВВоробей», «А у меня ко-роВВВа». Картинку с правильно найденным звуком ребенок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребенку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.

Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Так, например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЕТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребенок еще не подозревает, а различия мягкого и твердого звука, как правило, чутко замечает. Но бывают ошибки. Так, если ребенок объявляет, что у него есть слово на звук 333 — ЗЕБРА, взрослый должен мягко поправить его: «Как ты говоришь — ЗЗЗЭ-бра или ЗЗЗЕ-бра?» 3-3-3-е произносится мягко, с улыбкой, смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. 3-3-3-э я говорю твердо, без улыбки. Ну-ка, найди на карточке слово на твердый 333. Конечно, ЗЗЗаяц. Закрой зайца карточкой!»
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:34 | Сообщение # 33
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
ТИМ И ТОМ

Эта игра помогает различать мягкие и твердые согласные и легко заменять одни на другие. Тим и Том — два человечка: «мягкий» и «твердый». Ребенку легче будет запомнить эти их качества, если вы не просто укажете на твердость согласного Т в имени Том и мягкость Т в имени Тим, а нарисуете человечков. Одного — длинного и угловатого, а другого — кругленького и пухлого.

Сначала взрослый представляет Тома и Тима: «Это — Том, слышишь, как твердо начинается его имя: ТОМ. Он и сам весь твердый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: не ест Тянучки, но любит Томатный сок, носит Пальто и никогда не надевает Пиджак, не берет в руки Мяч, но с удовольствием пускает Мыльные Пузыри и играет в Морской Бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит все, что звучит так же мягко, как первый звук в его имени: Тефтели, Леденцы, Пироженое. Когда Тим Рисует, Том — Раскрашивает. Если Том берет в руки Дудочку, Тим сразу начинает Дирижировать. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давай поможем им собраться. Ты будешь Тимом, а я — Томом. Что ты выберешь: РЮКЗАК или РАНЕЦ. Теперь надо решить, кто какие вещи понесет. Тому и Тиму надо взять КОТЕЛОК, КОНСЕРВЫ, САХАР, ЛОЖКИ, МИСКИ, ВЕРЕВКУ, БИНОКЛЬ, КОМПАС, КАРТУ, ТЕПЛЫЕ ВЕЩИ (чтобы ребенку было легче запомнить слова, все эти предметы рисуются на бумаге).
Что положит в свой рюкзак Тим? Может быть, Тим захочет взять с собой еще что-нибудь? Подскажи ему. Вряд ли Тим отправится в путешествие без ЛЕДЕНЦОВ, ведь Том уже положил в свой ранец КОНФЕТУ. Кто обуется в КЕДЫ, а кто - в КРОССОВКИ? А что на голове у Тома - БЕРЕТ, КЕПКА или ПАНАМКА? Вещи собраны, можно отправляться в путь, но по какой дороге? Одна дорога ведет в ЛЕС, другая — на ЛУГ. По какой дороге захочет пойти Тим? А по какой Том? Тим и Том друзья, поэтому они договорились, что пойдут по самой опушке леса. Здесь бывает много грибов: ЛИСИЧКИ, МАСЛЯТА, БЕЛЫЕ, СЫРОЕЖКИ. Какие грибы будет собирать Тим? А вот и речка, можно половить рыбу. В речке водятся СОМ и САЗАН, ЛОСОСЬ и ЛЕЩ. Кто поймает СОМА? Кому попадется ЛЕЩ? Пора устроить привал. Тим и Том разводят костер, делают шалаш. Кто принесет ВЕТКИ для костра, а кто ВАЛЕЖНИК для шалаша? Обед готов. Кому придется по вкусу РИС, а кому РЫБА? Что будет пить Тим, КОМПОТ или КИСЕЛЬ? После обеда Тим и Том укладываются спать. Отгадай, кому из них во сне приснится загадочный ТАМПАРАМ, а кому ТИМ-ПИРИМ? Когда Тим и Том проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру «твердое-мягкое».

В этой игре Том называет слово с первым твердым звуком, а Тим, заменяя твердый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом. Вот так:

Т о м : Нос.
Т и м : Нес.
Т о м : Лук.
Т и м : Люк.
И т. д.

Эту игру можно продолжить на бессмысленных словах типа: к ы л — к и л , п у м — п ю м и т. п. Переброску словами легко превратить в подвижную игру, для этого нужно ввести дополнительное правило: называя слово, одновременно бросай партнеру мячик.
Конечно, вам не терпится проверить, удалось ли научить ребенка различать твердые и мягкие согласные звуки. Для этого завершите игру «Тим и Том» контрольным вопросом-провокацией: «Я назову слова, а ты скажи, какие начинаются с твердых звуков, а какие — с мягких: ПУХ, ВАТА, КИРПИЧ, ПОДУШКА, ДЕРЕВО». Если ребенок, отвечая на этот вопрос, будет ориентироваться не на мягкость самого предмета, а на мягкость звука — значит, все в порядке.
Придя к ощущению мягкости и твердости согласных звуков, ребенок должен также ощутить различие гласных и согласных. Наиболее удобным объектом для «начальных» упражнений являются ударные гласные звуки, которые легко тянутся, пропеваются, произношению которых ничто не мешает.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:34 | Сообщение # 34
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline


 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:35 | Сообщение # 35
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СКОРОГОВОРКИ All in one

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, - вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, - перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, - о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:53 | Сообщение # 36
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Палиндромы - слова и фразы, которые одинаково читаются как в прямом, так и в обратном направлении:

А роза упала на лапу Азора
А лис, он умен — крыса сыр к нему носила
Аргентина манит негра
Умер, и мир ему
Кулинар, храни лук
Он в аду давно
Кабан упал и лапу набок
Лена набила рожу мужу, муж орал и банан ел
Им я иранец со сценариями, имя и ранец со сцен ариями
Морда казака за кадром
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:55 | Сообщение # 37
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
50 пословиц и поговорок, которые в действительности были длиннее или стали длинней совсем недавно.

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Бедность — не порок, а гораздо хуже.
В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.
Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остер как топор.
Голод не тетка, пирожка не поднесет.
Губа не дура, язык не лопата.
Два сапога пара, оба левые.
Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.
Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.
Зайца ноги носят. волка зубы кормят, лису хвост бережет.
И делу время, и потехе час.
Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
Лиха беда начало — есть дыра, будет и прореха.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Не все коту масленица, будет и пост.
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди — крепнут.
Палка о двух концах, туда и сюда бьет.
Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.
Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука руку моет, да обе свербят.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Собаку съели, хвостом подавились.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики, да ничего не видят.
Ума палата, да ключ потерян.
Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.
Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
 
Форум » Курс грамотного письма » Занимательно о русском языке » Игры на уроках русского языка
Страница 3 из 3«123
Поиск:


    Книги: акции и спецпредложения!  

Сайт управляется системой uCoz