Суббота, 25.02.2017, 02:54
Сказочные викторины                              
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Форум » Курс грамотного письма » Занимательно о русском языке » Игры на уроках русского языка
Игры на уроках русского языка
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:59 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ,

ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ


Глухой или звонкий? (Класс — 3 ком.) У каждого ученика 2 карточки с буквами Г (глухой согласный) и 3 (звонкий). Ведущий называет слова с начальными парными согласными: БАЛКА — ПАЛКА, БИТЬ — ПИТЬ, ПРАВЫЙ — БРАВЫЙ,

БОЧКА — ПОЧКА, БЛЕСК — ПЛЕСК.

Дети поднимают соответствующие сигнальные карточки. По­беждает команда, допустившая меньше ошибок.

Примечание. Игру следует повторить с другими парами слов: ВАТА — ФАТА, ФЛЯГА — ВЛАГА, ФАСОН — ВАЗОН, ФАНЯ — ВАНЯ, ВЕНЯ — ФЕНЯ; КОСТИ — ГОСТИ, ГОД - КОТ, ГОРКА —КОРКА, КОРА —ГОРА, КУСТЫ — ГУСТЫ; ДАМ — ТАМ, ТОМ — ДОМ, ДУБ — ТУП, ДИМА - ТИМА, ДРОВА — ТРАВА, ДЕЛО — ТЕЛО; ЖИЛИ - ШИЛИ, ШАЛЬ — ЖАЛЬ, ЖАРЬ — ШАРЬ, ШИРОК -- ЖИРОК, ШЕСТ —ЖЕСТ; ЗИМА - СИМА, СЛОЙ —ЗЛОЙ, СЛИТЬ — ЗЛИТЬ, ЗАЙКА — САЙКА, ЗАХАР — САХАР.

Назови парный! (2 ком. по 6 чел.) Игроки 1-й команды по очереди называют звонкие согласные звуки (в произвольном порядке), а игроки 2-й команды в ответ должны назвать только парные. Затем команды меняются ролями. Класс определяет победителей.

Измени слово! (2 ком. по 8 чел.) Команды получают по 8 кар­точек со словами: БАЛКА, ГОСТИ, ГОРКА, БИТЬ, ЗАЙКА, БЛЕСК, ДРОВА, ЖИЛИ; ПЫЛЬ, ТОМ, ТОСКА, СУП, СИМА, ТИМА, ШАЛЬ, ШЕСТЬ.

Игроки 1-й команды по очереди говорят свои слова с началь­ным звонким согласным, а игроки 2-й команды должны заменить начальный согласный парным и сказать полученное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Не ошибись! (3 ком.) На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными: АЗБУКА, ЗУБЫ, КАША, ГАЗЕТА, БУ­КЕТ, ЖАБА, ЩИ, КОФЕ, ГУБЫ, ШУБА, КОЖА, СУП, ТЕСТО, БУДУ, СУШКИ, ГВОЗДИКА, ПЫШКА, ЗАГАДКА, ПОСУДА, ЖИВУ, УХА, ДВА, ЗАПАХ, ДУГА, ГВОЗДИ, ПИЩА, ВЕТКА, УЖИ, ВЯЖУ, СОСИСКИ.

1-я команда выписывает слова, в которых все согласные звонкие. 2-я — слова, где все согласные только глухие, а 3-я команда — слова с глухими и звонкими согласными. Игроки каждой команды, первыми выполнившие задание, выходят к доске, читают выписанные слова и ставят над ними номер своей команды. Остальные члены команды дополняют и исправляют ошибки, но за каждое дополнение и исправление команда получает штраф­ное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Найди непарные! (Класс.) На доске записаны слова с пар­ными и непарными согласными: ЧАЙ, ДУБ, ХАТА, ГОРКА, ЩУКА, ШЕСТЬ, ПЕТУХ, ДРОВА, РОЩА, ПЕЧКА, ПАРТА, ОХОТА, ПАЛКА, ЦЕПЬ, КОТ, РЕЧКА, ШУБА, ПИЩА, КУСТЫ, ШАР, ЩЕПКА, ОВЦА, ФЛАГ, ПАХАРЬ, ЗАЙКА, ЧУГУН, САНКИ, ЩАВЕЛЬ, ДЕРЕВО, ХИТРЫЙ, РОЗА, ЦАПЛЯ, КОСА, ЧИСТОТА, СТЕНА, ФОРМА, ЦИФРА, ВОЛК, ЖАР, МО­ЛОДЦЫ.

Нужно выписать в тетрадь слова с непарными глухими соглас­ными. По окончании проводится взаимопроверка. Победителями считаются ученики, записавшие 20 слов с непарными глухими согласными. (Чай, хата, щука, петух, роща, печка, охота, цепь, речка, пища, щепка, овца, пахарь, чугун, щавель, хитрый, цапля, чистота, цифра, молодцы.)

СИЛЬНАЯ И СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ

Кто самый внимательный? (Класс — 3 ком.) На доске в 3 стол­бика записаны слова:

СЛОВО

ЗВУК

СОГЛАСНЫЙ

ГЛУХОЙ

ШИПЯЩИЙ

КРУЖЕЧКА КНИГА

ЧАШЕЧКА ТЕТРАДЬ

БЛЮДЦЕ ПОРТФЕЛЬ

СТАКАН РУЧКА

ГРАФИН ЗАКЛАДКА

Нужно списать и отметить знаком + только парные соглас­ные в сильных позициях.

Члены каждой команды, первыми выполнившие задание, вы­ходят к доске, ставят знаки + под согласными в сильной позиции и объясняют, почему они считают эти позиции сильными. Класс проверяет и оценивает работу.

Семь слов. (2 ком.) Команда девочек подбирает 7 слов с парными звонкими согласными в сильной позиции, а команда мальчиков — 7 слов с парными глухими согласными в сильной позиции. Возможные слова: ДОМ, СУДЬЯ, КЛАД, ДЛИНА, ПАРК, ДВОР, ГРАЧ, КРОТ, ДНО, ЗМЕЙКА, СВАРИТЬ, ШМЕЛЬ, ПЬЮТ, ПРУТ, ТЛЯ, ГЛАДЬ, ЖМУРКИ, БЬЮТ, СНЯТЬ, ПРУТЬЯ, БРАТ, ЗНАТЬ, СМЕНА, ТВОЙ.

Выполнившие задание игроки каждой команды по очереди выходят к доске и записывают свои слова в соответствующих графах:

перед гласным. . .; перед Й. . .; перед Л. . .; перед

М. . .; перед Н. . .; перед Р. . .; перед В. . . .

Класс проверяет и оценивает работу команд.

Слабая позиция парных согласных.

Парные согласные Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, Ж — Ш, 3 — С в конце слова и перед всеми согласными, кроме Й, Л, М, Н, Р и В, не различаются, смешиваются между собой, произносятся оди­наково, заменяют друг друга, произносится только один из них. Это их слабая позиция:

в конце слова:
СУП ШКАФ СОК ПРУТ МЫШЬ НОС
ЗУБ РУКАВ РОГ ПРУД ЧИЖ ВОЗ

перед парными глухими:

ТРЯПКА ВАТКА КРОШКА МАСКА

РЫБКА ГРЯДКА ЛОЖКА СКАЗКА

перед непарными глухими:

КОСЦЫ РАКЕТЧИК ШКАФЧИК СЦЕПЩИК

РЕЗЦЫ УКЛАДЧИК РУКАВЧИК РУБЩИК

перед парными звонкими, кроме В:

ЗДАНИЕ ИЗБА РЕЗЬБА СВАДЬБА

СДОБА ПРОСЬБА КОСЬБА МОЛОТЬБА

Парные согласные в слабых позициях при письме обязательно нужно проверять.

Только минус. (Класс.) На доске записаны вперемешку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях: СБОРЫ, ГРОМ, ПОХОД, ПАРУС, ВЕТЕР, ОСТРОВ, ПОЛЯНА, БЕРЕЗ­КА, ПАЛАТКА, ПЕНЬ, ТРАВКА, ПАРОХОД, КЛЕН, РЫБКА, ЛОДКА, РАЗВЕДКА, ТОПОЛЬ, ДЕРЕВЬЯ, КРОШКИ, КА­РАСЬ, РУБАШКА, ДОРОГА, НИТКИ, ПОПЛАВКИ.

Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком —.

Четыре ученика, первыми выполнившие работу, выходят к доске и отмечают слабую позицию согласных знаком —, по 4 слова каждый.

Плюс — минус. (Класс.) На доске записаны слова: ЛУГ, ТРАВКА, ДУБ, ЛЕС, ГРИБ, ЯГОДКА, ЛИСТЬЯ, ДОРОЖКА, ГРАД, ДОЖДЬ, КАНАВКА, РУЧЕЕК, СОЛНЫШКО, ВЕТКА, КУСТ, ЦВЕТОК, КАМЫШ, ПРУД.

Нужно списать все слова и обозначить парные согласные в сильной позиции знаком +, а в слабой — знаком —. После выполнения задания к доске выходят 2 ученика, первыми выпол­нившие задание, и отмечают соответствующими знаками соглас­ные в сильной и слабой позиции. Класс оценивает работу.

Сильный — слабый. (2 ком. по 6 чел.) Каждый игрок готовит заранее пару слов с парным согласным в сильной и слабой позиции, например ЛОДКА — ЛОДОЧКА. Члены 1-й команды по очереди называют слова с парными согласными в слабой по­зиции, а игроки 2-й команды должны назвать слова с этими же согласными в сильной позиции. Затем они меняются ролями. Класс оценивает работу команд.

Скажи наоборот. (3 чел. или 3 ком.) На доске записаны 3 столбика слов:

КУЛЬ — . . . КУБ — . . . РАБ — . . .

КРАБ — . . . КОРОБ — . . . ТОРГ — . . .

ГОД — . . . МУЖ — . . . ДОГ — . . .

НОЛЬ — . . . БРАК — . . . ПЫЖ — . . .

ЛЕЩ — . . . ЯР —. . . ГОРБ — . . .

ЕЛЬ — . . . ЕШЬ — . . . ЛЕД — . . .

Нужно произнести звуки каждого слова, в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными. Побеждает ко­манда, правильно и раньше других выполнившая задание.

Ответы: люк, парк, ток, лень, щель, лей; пук, порок, шум, карп, рай, шей; пар, крот, кот, шип, прок, толь.

Можно провести игру со словами КУБ, ЛЕН, ЛЕЙ, ЛОБ, ЛЮК, ГОД, ШЕЙ, ШЕЛ, ЛЕЩ, КРАБ.

В игре участвует весь класс. Нужно произнести звуки слов в обратном порядке и записать полученные слова в тетрадь. На выполнение задания дается 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишет наибольшее количество слов.

Ответы: пук, ноль, ель, пол, куль, ток, ешь, ложь, щель, парк.

Сколько звуков Ш? (Класс.) На доске записано стихо­творение В. Приходько:

ПЕШКОМ ШАГАЛИ МЫШКИ ПО УЗЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ ОТ ДЕРЕВУШКИ ПЕШКИ ДО ДЕРЕВУШКИ ЛОЖКИ. А В ДЕРЕВУШКЕ ЛОЖКИ У НИХ УСТАЛИ НОЖКИ. ОБРАТНО В ПЕШКИ МЫШКИ ПРИЕХАЛИ НА КОШКЕ.

И ПЕЛИ ПО ДОРОЖКЕ, И ЩЕЛКАЛИ ОРЕШКИ — ОТ ДЕРЕВУШКИ ЛОЖКИ ДО ДЕРЕВУШКИ ПЕШКИ. ПЕШКОМ ИДТИ НЕ БЛИЗКО, КОГДА ИДЕШЬ ОБРАТНО, А НА ПУШИСТОЙ КИСКЕ И МЯГКО, И ПРИЯТНО. ЕСЛИ КОШКЕ ПО ПУТИ —ОТЧЕГО НЕ ПОДВЕЗТИ.

Нужно сосчитать, сколько звуков Ш в этом стихотворении. Победителями считаются те, кто правильно сосчитает все звуки Ш в стихотворении. (24 звука.)
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:01 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ

Наборщики. (Класс.) Дети пишут в строчку слоги ЖА, КО, ЛА,

ЛУ, ЛЫ, НО, ВО, ВУ, РЫ, ЧИ и 2 столбика по 5 слогов ЖИ.

Нужно, приписывая справа и слева к слогам ЖИ разные

слоги из набора, набрать 10 слов. Победителями считаются первые три ученика, правильно «набравшие» 10 слов.

Примечание. Так же проводится игра с сочетанием ШИ и сло­гами ВА, ЛИ, ЛО, МЫ, НА, НЫ, ПИ, ПЫ, РЕ, СУ.

Пиши — не спеши. (3 ком.—3 ряда.) Ведущий диктует слова:

КРЫША, ЛУЖА, ЛЫЖА, НОША, ШАЛАШ, МАРШ, КАРАН­ДАШ, НОЖ, ЛАНДЫШ, МАЛЫШ, ГРУША, УХО, ЧИЖ, КОЖА, ЭТАЖ - Дети изменяют слова так, чтобы они заканчивались

слогами ЖИ и ШИ, и записывают полученные слова. Выясняется, кто и какую ошибку допустил. Побеждает ряд, допустивший наименьшее количество ошибок.

В сочетаниях ЖИ, ШИ только И всегда пиши. (Класс.) Для лото заготавливаются карточки из плотной бумаги размером 15X9 см по числу учащихся. Каждая карточка делится на 9 клеток, в центральной из них пишется правило: «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», а в остальных 8 клетках пишутся различные слова с сочетаниями ЖИ — ШИ. Кроме того, у каждого ученика должно быть 8 фишек — кусочков плотной бумаги для закры­вания клеток. Для водящего нужен мешочек и полоски картона размером 2X5 см, на которых должны быть записаны все слова, встречающиеся на карточках играющих. Водящий достает из мешочка карточки со словами, называет слово, а те, у кого имеется такое слово на карточках, закрывают его фишкой. Кто закроет все клетки карточки, поднимает руку. Игра продолжается до тех пор, пока не закончат 3 ученика. Примерное содержание карточек:

У водящего, I вариант: ВЕРШИНА, ВАШИ, ВЫ­ШИТЬ, ДРУЖИТЬ, ДУШИСТЫЙ, ДЕРЖИ, ЕЖИ, ЖИЗНЬ, ЖИРАФ, ЖИВОТНОЕ, ЖИР, ЖИДКИЙ, КАРАНДАШИ, КРЫШИ, КОВШИК, КУВШИН, КАМЫШИ, ЛЫЖИ, ЛЕЖИТ, ЛАНДЫШИ, ЛУЖИ, МЫШИ, МАЛЫШИ, МАШИНА, МАШИ­НИСТ, МОРЖИ, НОЖИ, НЕРУШИМЫЙ, НАШИ, ШИЛО.

II вариант: ПУШИСТЫЙ, РЫЖИЙ, СТРИЖИ, ТУШИТЬ, УЖИ, ХИЖИНА, ЧИЖИК, ШАЛАШИ, ПАССАЖИР, РЕШИТЬ, СЛУЖИТЬ, ТИШИНА, УЖИН, ШИПОВНИК, ПРУЖИНА, РЫЖИК, СНЕЖИНКА, УШИ, ПОХОЖИЙ, СТОРОЖИТЬ, ШИНЕЛЬ, ПУШИНКА, ШИРОКИЙ, ШИПЫ, ШИНА, ЖИЖА, КОЖИ, КУВШИНКА, ЖИЛА.

У играющих, I вариант

1. ВЕРШИНА, ДЕРЖИ, ДРУЖИТЬ, НАШИ, ЕЖИК, ЖИЗНЬ, КОВШИК, ЛАНДЫШИ.

2. КАРАНДАШИ, МАШИНА, ЛЫЖИ, ЖИВОТНОЕ, МЫШИ, МОРЖИ, НОЖИК, ЛУЖИ.

3. ВАШИ, МАШИНИСТ, ДУШИСТЫЙ, ШИЛО, ЖИРАФ, КУВШИН, КРЫШИ, КАМЫШИ.

4. ЛЕЖИТ, ЖИДКИЙ, ДРУЖИТЬ, МАЛЫШИ, НЕРУШИ­МЫЙ, МОРЖИ, ВЫШИТЬ, ЛУЖИ.

5. ДЕРЖИ, КАРАНДАШИ, ЖИВОТНОЕ, ЛЫЖИ, КОВШИК, МЫШИ, ЖИЗНЬ, ЛАНДЫШИ.

6. ВЕРШИНА, МАШИНА, ДУШИСТЫЙ, ШИЛО, КУВШИН, ЕЖИ, ЛУЖИ, КРЫШИ.

7. МАШИНИСТ, КАРАНДАШИ, ЖИР, НАШИ, ЕЖИК, МОРЖИ, ЛАНДЫШИ, КАМЫШИ.

8. ЖИДКИЙ, ВАШИ, ШИЛО, КАМЫШИ, КОВШИК, МА­ЛЫШИ, ЖИЗНЬ, НЕРУШИМЫЙ.

9. ДЕРЖИ, ЛЕЖИТ, ЖИВОТНОЕ, ЛЫЖИ, ЖИР, МЫШИ, КАМЫШИ, ВЫШИТЬ.

10. ВЕРШИНА, МАШИНА, ДУШИСТЫЙ, ЖИДКИЙ, ЕЖИК, ЖИРАФ, ЛАНДЫШИ, УЖИ.

11. ШИЛО, ЖИР, ВЕРШИНА, ВАШИ, МОРЖИ, КУВШИН, ЖИЗНЬ, КРЫШИ.

12. КАРАНДАШИ, МАШИНИСТ, ДУШИСТЫЙ, ЖИВОТНОЕ, МАЛЫШИ, КОВШИК, ЕЖИ, ВАШИ. ЛЕЖИТ, ЖИДКИЙ, ДУШИСТЫЙ, ШИЛО, ЖИРАФ, МЫШИ, НЕРУШИМЫЙ, ВЫШИТЬ.

13. ДЕРЖИ, МАШИНИСТ, ШИЛО, ЖИР, КАМЫШИ, КУВ­ШИН, НОЖИК, КРЫШИ.

14. МАШИНА, НОЖИК, ЛЫЖИ, ДУШИСТЫЙ, ЖИРАФ, НЕ­РУШИМЫЙ, ЛУЖИ, ВЫШИТЬ.

II вариант

1. ПУШИСТЫЙ, УЖИ, РЫЖИЙ, ХИЖИНА, СТРИЖИ, ЧИЖИК, ТУШИТЬ, ШАЛАШИ.

2. ПАССАЖИР, УЖИН, РЕШИТЬ, ШИПОВНИК, СЛУЖИТЬ, ПРУЖИНА, ТИШИНА, РЫЖИК.

3. СНЕЖИНКА, ШИТЬ, УШИ, ПОХОЖИЙ, СТОРОЖИТЬ, СТРИЖИ, ШИНЕЛЬ, ШИРОКИЙ.

4. ШИРОКИЙ, УЖИ, ШИПЫ, РЫЖИК, ШИНА, ЖИЖА,

кожи, кувшинка.

5. ЖИЛА, ПУШИСТЫЙ, ПАССАЖИР, ЖИТЬ, СТОРОЖИТЬ,

чижик, шинель, тишина.

6. СНЕЖИНКА, ШИРОКИЙ, ХИЖИНА, ШИПОВНИК, ПУ­ШИНКА, ПРУЖИНА, КУВШИНКА, ТУШИТЬ.

7. УЖИН, УШИ, РЕШИТЬ, ПОХОЖИЙ, СТРИЖИ, ЖИЖА, РЫЖИК, КОЖИ.

8. ПАССАЖИР, ЖИЛА, РЫЖИЙ, ШИПЫ, СЛУЖИТЬ, ШИНА, ШАЛАШИ, ШИРОКИЙ.

9. УЖИ, ПУШИНКА, ШИПОВНИК, ШИТЬ, ЧИЖИК, СТОРО­ЖИТЬ, ТУШИТЬ, ШИНЕЛЬ.

10. ПУШИСТЫЙ, СНЕЖИНКА, РЕШИТЬ, ПОХОЖИЙ, ПРУ­ЖИНА, ПУШИНКА, ТИШИНА, КОЖИ.

11. УЖИН, ЖИЛА, ХИЖИНА, ШИПЫ, СТРИЖИ, ШИНА, РЫЖИК, КУВШИНКА.

12. УЖИ, ЖИЛА, РЫЖИЙ, ШИТЬ, СЛУЖИТЬ, ЖИЖА, ША­ЛАШИ, ШИНЕЛЬ.

13. ПАССАЖИР, СНЕЖИНКА, ШИПОВНИК. ПОХОЖИЙ, ПРУЖИНА, СТОРОЖИТЬ, ТУШИТЬ, УШИ.

14. УЖИ, КОЖИ, ХИЖИНА, ПУШИНКА, СЛУЖИТЬ, ЖИЖА, ПУШИСТЫЙ, КУВШИНКА.

15. ПУШИСТЫЙ, УЖИН, РЕШИТЬ, ШИПЫ, ЧИЖИК. ШИНА, ШАЛАШИ, РЫЖИК.

Примечание. Если в классе учащихся более 15, то карточки повторяются.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:02 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СОЧЕТАНИЯ ЧА, ЩА

Поймай слово! (Класс.) Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ЧА и ЩА. Чтобы легче было увидеть ошибку, все сочетания ЧА должны быть одного цвета, а сочета­ния ЩА — другого.

Ведущий называет слова: ЧАЙ, ПИЩА, ЧАСЫ, СМУЩАТЬ­СЯ, СВЕЧА, ЩАВЕЛЬ, ЧАС, ЧАЙНИК, ВСТРЕЧА, ПРОЩА­НИЕ, ПЕРЧАТКИ, ПЛОЩАДЬ, ЧАЙНАЯ, РОЩА, ЧАЙКА, ЧАЙНИЦА, СОВЕЩАНИЕ, УЧАЩИЕСЯ, ЧАСОВЩИК, НА­ЧАЛЬНИК, ЧАСОВОЙ, ЧАИНКА, ПЛОЩАДКА, СГУЩАТЬ, КОНЧАТЬ, ДОЩАТЫЙ, ЗАДАЧА, ПРОЩАЙ, ОВЧАРКА, КУЧА, ОБЕЩАНИЕ, ОБРАЩАТЬ, ПЕЧАТЬ, ПОЩАДА, ВНУЧА­ТА, ПОПРОЩАТЬСЯ, ТЫСЯЧА, ПУЩА, ПИЩАТЬ, ГАЛЧАТА, ТРЕЩАТЬ, НАЧАЛО, ОБЕЩАТЬ, СОВЕЩАТЬСЯ, ДАЧА, КРИЧАТЬ, ЧАСТО, СМУЩАТЬ, ПЕЧАЛЬ, ПРОЩАЛЬНЫЙ, ЧАЙНЫЙ, КОНЧАЙ, ТУЧА, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ОБЕЩАННЫЙ,

ОБРАЩАТЬСЯ, ПОЩАДИТЬ, ОБЕЩАЮ, ПЕЧАТАТЬ, ЧАЩА.

Учащиеся показывают сигнальные карточки.

Число ошибок, допущенных в каждом ряду, отмечается на доске. Побеждает ряд, допустивший наименьшее число ошибок.

Наборщики. (Класс.) На доске написаны слоги: ТУ, СЫ, ДА, КУ, ША, ПИ, РО, ПУ, ЧА, ВЕЛЬ и 2 столбика по 5 слогов ЧА и ЩА. Нужно, приписывая справа и слева к сочетаниям ЧА и ЩА слоги из набора, составить 10 слов с сочетаниями ЧА и ЩА. Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.

СОЧЕТАНИЯ ЧУ, ЩУ

Поймай слово. (Класс — 2 ком.) Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с соче­танием ЧУ, 2-я — с сочетанием ЩУ.

Ведущий диктует слова: ЩУКА, ЧУГУН, ЩУПЛЫЙ, ТАЩУ, КРИЧУ, ПУЩУ, ЧУТЬЕ, ГРУЩУ, ПРОГЛОЧУ, ЧУДАК, ЩУРИТЬСЯ, ЧУТКИЙ, ИЩУ, СХВАЧУ, ХОЧУ, УТАЩУ, ЧУ­ЖОЙ, ВЫТАЩУ, ЧУЛОК, ЧУДЕСА, ПРИТАЩУ, ЧУДО, ЗА­ТАЩУ, ЧУЛАН, ЧУТКОСТЬ, ПОИЩУ, ЧУДОВИЩЕ, ПОЩУ­ПАТЬ, ПРОЩУ, ПЕЧУРКА, ВЫРАЩУ, ЧУБ, ЧУЧЕЛО, ОТРАЩУ, СОЩУРИЛСЯ, ЧУРБАН, ЩУЧКА, ЩУПАТЬ, ЧУВ­СТВО, ЧУРКА, ЗАПУЩУ, ЧУГУННЫЙ, ОТПУЩУ, ПРИТАЩУ.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Наборщики. (Класс.) Дети пишут в строчку слоги ДО, ХО, ТО, МО, МА, ТА, ПИ, И, КА, ГО и 2 столбика по 5 слогов ЧУ и ЩУ. Приписывая справа и слева к сочетаниям ЧУ и ЩУ слоги из данного набора, нужно составить 10 слов с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.

Загадки (на слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

1. ЧЕРНЫЕ ЗМЕЙКИ, ЖЕЛТЫЕ ШЕЙКИ ПОЛЗУТ, ИЗВИ­ВАЮТСЯ, МЫШКАМИ ПИТАЮТСЯ.

2. МАЛЫЕ ЗВЕРЮШКИ, РОЗОВЫЕ УШКИ, СЕРЕНЬКИЕ ШУБКИ, ОСТРЕНЬКИЕ ЗУБ­КИ, ГЛАЗКИ ЧЕРНЕНЬКИЕ, ХВОСТЫ ТОНЕНЬКИЕ, СИДЯТ В НОРКЕ, ГРЫЗУТ КОРКИ.

3. ЧТО ЗА ЧУДО-БЕГУНЫ ОДИНАКОВОЙ ДЛИНЫ ПО СНЕГАМ К БЕРЕЗКЕ ТЯНУТ ДВЕ ПОЛОСКИ?

4. БЕЛАЯ ЗВЕЗДОЧКА С НЕБА УПАЛА, МНЕ НА ЛАДОШКУ ЛЕГЛА И ПРОПАЛА.

5. ДО ЧЕГО Ж ОНА ЛЕГКА, ЛЕГЧЕ КРЫЛЬЕВ МОТЫЛЬКА. БРОСИШЬ - ВНОВЬ ВЕРНЕТСЯ, ДУНЕШЬ — УНЕСЕТСЯ.

6. МЫ ХОДИМ НОЧЬЮ, ХОДИМ ДНЕМ, НО НИКУДА МЫ НЕ УЙДЕМ. МЫ БЬЁМ ИСПРАВНО КАЖДЫЙ ЧАС, НО ВЫ, ДРУЗЬЯ, НЕ БЕЙТЕ НАС.

7. НОС — КАК ХОБОТ У СЛОНА, НА СПИНЕ РУКА ОДНА. МЫ С ПЛИТЫ ЕГО СНИМАЕМ, УГОЩАЕТ ВСЕХ ОН ЧАЕМ.

8. ХВОСТОМ ВИЛЯЕТ, ЗУБАСТА, А НЕ ЛАЕТ.

9. БЕЗ НОГ, А СТОИТ, ОГОРОД СТОРОЖИТ, РУКА­ВАМИ МАШЕТ, С ВЕТРОМ ПЛЯШЕТ. ПТИЦЫ БОЯТСЯ, НА ГРЯДКИ НЕ САДЯТСЯ.

10. ЧЕРНЫЙ, ПУЗАТЫЙ, ДРУЖИТ С УХВАТОМ, В ПЕЧКЕ БЫЛ, НАМ КАРТОШКУ ВАРИЛ.

Отгадки: ужи, мыши, лыжи, снежинка, пушинка, часы, чайник, щука, чучело, чугунок.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:02 | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН

Большие — маленькие. (3 ком. по 8 чел.) На доске записаны 3 столбика слов по 8 слов в каждом:

ТУЧА — . . .

РУКА — . . .

ДАЧА — . . .

РЕКА — . . .

КУЧА — . . .

ЗАДАЧА - . . .

ОВЦА — . . .

ЛИСИЦА — . .

СИНИЦА — . . .

НОЧЬ — . . .

ДОЧЬ - . . .

ПЕЧЬ — . . .

РОЗА — . . .

БУЛКА — . . .

УТКА — . . .

ВАЗА — . . .

КОЗА — . . .

ПАЛКА — . . .

ЧУЛКИ — . .

ЦВЕТЫ — . . .

ПЛАТКИ — . . .

НОСКИ — . .

ГРИБЫ —...

КУСКИ —...

Игроки каждой команды по очереди выходят к доске и к сло­вам, обозначающим большие предметы, записывают справа через черточку слова, которые обозначают такие же, но маленькие предметы, например: КУРИЦА — КУРОЧКА. Каждый игрок за­писывает только по одному слову. Побеждает команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.

Кто больше? (Класс.) На доске записана рифмовка:

ТОЧНЫЙ, СРОЧНЫЙ, ЛИЧНЫЙ, ВЕЧНЫЙ,
СКУЧНЫЙ, ШУТОЧНЫЙ, СЕРДЕЧНЫЙ,
ВСТРЕЧНЫЙ, КРОШЕЧНЫЙ, РЕЧНОЙ,
ЗВУЧНЫЙ, МЕЛОЧНЫЙ, НОЧНОЙ.

Нужно запомнить и записать по памяти как можно больше слов с сочетаниями ЧН. Ведущий закрывает текст, и дети пишут слова по памяти. Выигрывает тот, кто запишет наибольшее число слов.

Из чего какой? (3 ком.) На доске записаны в 3 столбика названия предметов:

МОЛОКО — . . .ПЕСОК — . . . ГОРЧИЦА — . . .

МУКА — . . . СЛИВКИ — . . . ЯЙЦО — . . .

КИРПИЧ — . . . СКАЗКА — . . . ТРЯПКА — . . .

ОГУРЕЦ — . . . БУТЫЛКА — . . . НОЧЬ — . . .

ДАЧА — . . . ПОТОЛОК — . . . ПЕЧЬ — . . .

РУКА — . . . СКУКА — . . . РЕКА — . . .

ЛОДКА — . . . ЧУЛОК — . . . ЗАМОК — . . .

УДАЧА — . . . ВСТРЕЧА — . . . ВЕК — . . .

Игроки по очереди выходят к доске, образуют прилагатель­ные с сочетанием ЧН и записывают их справа. Класс оценивает их работу.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:24 | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
«Составь слова»

Это очень известная игра, больше подходящая для детей школьного возраста, начиная примерно с 5 класса. Каждому участнику игры необходимы ручка и бумага. Ведущий называет или пишет крупными буквами слово, состоящее более чем из 7 букв (чем длиннее слово, тем лучше). Игрокам необходимо составить из имеющихся в слове букв другие слова (причем использовать одну букву можно один раз: если в ключевом слове одна «о», в составленном тоже должна быть одна «о», а если в ключевом слове две «а», в составляемом тоже может быть две «а»). Чем больше слов каждый из игроков успеет записать за определенное количество времени, тем лучше.

Выигрывает самый смекалистый и быстрый. Приоритет отдается тем игрокам, которые при составлении своих слов использовали максимальное количество букв ключевого слова (записывали длинные слова).

«Десять слов»

Играющие садятся вокруг стола. У каждого карандаш и листок бумаги. Договариваются, на какую букву будут писать слова. Начинают писать по сигналу. Когда все напишут по 10 слов, каждый зачитывает свои. У кого все слова записаны правильно и быстрее, тот и выиграл. Нужно заранее решить, любые ли слова писать или только имена существительные.

Если играют подростки, можно при чтении вычеркивать одинаковые слова. Тогда выигрывает тот, у кого останется больше незачеркнутых слов.

«Буквомешалка»

Ведущий пишет на листке бумаги короткое слово, в котором буквы переставлены местами. Ребята должны отгадать, что это за слово. Кто быстрее всех смекнет – тот и выиграл. К концу игры подсчитывается общее количество очков за правильные ответы. У кого их окажется больше – тот и победил.

«Цепочка слов»

Играющие усаживаются в кружок. Один из ребятишек называет какое-либо слово, его сосед слева сейчас же должен сказать другое слово, начинающееся на последнюю букву сказанного, затем третий говорит свое слово, начинающееся с той буквы, на какую заканчивалось предыдущее, например: капуста – аквариум – море – елка – арбуз – зверь и т. д.

Повторять ранее произнесенные слова нельзя. Если слово заканчивается на «ь» или на «й», значит, следующее должно начинаться с предпоследней буквы предыдущего. Например: зверь – рама и т. д.

Если играющий задержался с ответом (допустим, по счету до пяти) или неправильно назвал слово, ему засчитывается проигрышное очко, и «цепочку слов» продолжает следующий.

Можно также условиться, что тот, кто скажет слово вне очереди, проявляя свое нетерпение и желание выделиться, тоже получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто не имел ни одного штрафного очка.

Эту же игру можно усложнить, если условиться называть слова на определенную тему (например, города, реки или названия растений и т. д.).
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:25 | Сообщение # 21
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Е. Сербина, http://pedlib.hut.ru
Развивающие игры для детей

Словесные задачи


К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

Разберем основные виды словесных задач.

Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус":

Три буквы облаками реют:
Две видны на лице мужском
А целое порой белеет
"В тумане моря голубом".

Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.

С "б" смертельной я бываю,
С "м" меха я пожираю,
С "р" актеру я нужна
С "с" для повара важна.
(боль, моль, роль, соль)

В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя

Я с "в" от непогоды вас укрою,
А с "т" я землю носом рою.
(кров, крот)

Могут меняться и целые слоги.

Логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так:

Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз,
Но если "и" в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь!

Можно было бы, конечно, для составления этого логогрифа взять сначала слово "пилот", а затем, выбросив из него "и", получить слово "плот". Тогда задача могла бы выглядеть так:

Я ношусь в морях воздушных,
А отнимешь букву "и" —
По реке пойду послушно
И с товаром и с людьми.

Анаграммы. Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"— "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.

Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" — "сон". В стихах задача может выглядеть так

Задачу ты решишь свободно.
Я небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можешь, что угодно

Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач, которые в нашем сборнике не встречаются.

Ниже мы приводим различные словесные задачи, распределенные по видам, чтобы легче было ориентироваться в их подборе.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:26 | Сообщение # 22
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
ШАРАДЫ

1. Начало деревом зовется,
Конец — читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.

2. Первое я в удивлении восклицаю,
Второе с книжной полки я снимаю,
Когда же Первое с вторым соединится,
Получится мельчайшая частица

3. Часть танца — слог мой первый,
Вино — мой слог второй,
На целом перевозят
Чрез реку бечевой.

4 Мой первый слог — предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа

5 Начало — голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда

6 Первый слог найдешь средь нот,
А второе — бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути,

7 Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.

8 Мой первый слог
Найдешь тогда,
Когда в котле,
Кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом —
Школьный столик твой

Ответы
1. Буквы 2 Атом 3 Паром 4 Задача 5 Картина 6 Дорога 7 Спорт 8 Парта
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:27 | Сообщение # 23
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Составь шараду. Интересную игру в составление шарад можно провести, если подготовить 10—12 табличек со словами. Для табличек нужно подобрать слова, состоящие из двух самостоятельных слов (имен существительных) Одно из слов, составляющих шараду, пишется на табличке, а другое играющие должны коллективно отгадать.

Приводим для примера две таблички.

В первой из них можно подставить слово "точка", во второй — слово "сено". Для этой игры могут быть использованы такие слова: "лов-кость", "бал-кон", "чело-век", "приз-рак", "вол-осы", "пар-ус", "пол-оса", "след-опыт", "вол-окно", "вино-град".

Таблички должны быть достаточных размеров, чтобы они были видны всем.

Ведущий показывает играющим одну табличку за другой и объясняет, что для составления шарады взамен тире нужно подобрать слово (имя существительное, в единственном или множественном числе).

Кто первым назовет нужное слово, получает одно очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков

Из двух слов — третье. В этой игре может принять участие от 20 до 50 человек.

Для игры нужно заранее заготовить таблички со словами по числу играющих. Каждая пара слов, написанных на табличках, должна образовывать третье слово, например "под-бор", "га-мак" и т. п. Таблички со словами прикалываются к одежде на груди играющих. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы подобрать себе пару, то есть найти того из играющих, у кого на табличке написано нужное, слово.

Первые пять пар, которые составят таким образом третье слово и явятся к ведущему, выигрывают.

Для игры могут быть использованы такие слова: "волосы", "бой-кот", "стол-яр", "рога-тина", "мышь-як", "осадок", "фасоль", "под-вода", "пар-ад", "под-ход", "культура", "я-беда", "гриб-очки", "паспорт", "фант-азия", "залежи", "мак-ушки".
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:27 | Сообщение # 24
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
МЕТАГРАММЫ

1. С "д" из года в год встречаем,
С "т" за нами ходит вслед,
С "п" в лесу мы замечаем,
С "л" труду наносит вред.

2. С "г" — полезное растение,
С "ш" пугает нас порой,
С "п" несет нам разрушение,
С "в" навалена горой.

3. С буквой "т" его все знают —
Он с собой весну несет;

С буквой "ш" всегда играют,
Коль в строю отряд идет.

4. С "м" я в море,
С "в" я в поле,
С "п" я в доме,
С "г" в футболе.

5. На мне качаясь, птичка весела,
И чувствует она себя прекрасно,
Но только с "в" для птички я мила,
А с "с" я для нее опасна.

6. Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна:

Я с "у" — далекая планета,
А с "и" — я в Азии страна.

7. С "п" людей я развлекаю,
Всякой скуки ярый враг.
С "з" по полю удираю
От охотничьих собак.

8.Мне не пройти в ветвистый лес
Мои рога в ветвях застряли.
Но обменяй мне "л" на "с" —
И листья леса все завянут.

9. Я не груша и не слива,
А другой душистый плод.
Пожелаю стать заливом —
Это вмиг произойдет.
Только нужно для того
"А" поставить вместо "о".

10. С буквой "к" меж берегов
Я теку привольно.
С буквой "с" я без зубов,
Но кусаюсь больно.

Ответы
1. День, тень, пень, лень. 2. Горох, шорох, порох, ворох. 3. Март, марш, 4. Мол, вол, под, гол. 5. Ветка, сетка. 6. Уран, Иран. 7. Паяц, заяц. 8. Олень, осень 9. Лимон, лиман. 10. Ока, оса.

ЛОГОГРИФЫ

1. Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.

2. По морю двигаюсь я вплавь,
Хвостом хоть лодку опрокину
Но букву "р" в меня прибавь —
И сразу островом застыну.

3 Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с "к" я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу

4. Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь нам "л", и зазвучим
Тогда довольно мелодично.

5 Я здоровью основа;
Слева букву возьми —
И морским стану словом;

Букву справа сними —
Я предмет увлеченья —
На собраниях и в прениях

Ответы
1 Волга, иволга 2 Кит, Крит 3 Омар, комар 4 Гуси, гусли 5 Спорт, порт, спор

АНАГРАММЫ

1 Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь —
В кастрюлю я полезу.

2. Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.

3. Не раз в оркестрах я звучала,
Мой голос струнный так певуч:
Но "ф" мое поставь сначала,
И я во тьму направлю луч.

4 Я дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне —
И воду подавать я буду.

5. Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.

Ответы
1. Шпала—лапша 2 Дог — год. 3 Арфа — фара 4. Сосна — насос. 5. Рона — нора.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:28 | Сообщение # 25
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Игры со скороговорками

КТО БЫСТРЕЕ?
Ведущий выбирает из числа скороговорок наиболее трудную и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к играющим, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произношения скороговорки. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

ГОНКИ СКОРОГОВОРОК
Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Играющих должно быть не более 15—20 человек, для того чтобы игра не была утомительной.

СОРЕВНОВАНИЯ ТЕЛЕФОНИСТОВ
Две группы играющих по 10—12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать ее на ухо вторым, вторые— третьим и так до последних. Последние, получив "телефонограмму", должны встать и громко и внятно произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше произнесет ее вслух
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:28 | Сообщение # 26
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
ЗАГАДКИ-АНТОНИМЫ

Обозначается тема - основа для загадки. Потом ведущий загадывает загадку, в которой все наоборот.

Возьмем тему "Животные"

Рассказываем:

"Он живет в воде (значит на суше). Он очень маленький (значит большой). У него короткий нос (значит длинный), совсем нет ушей (значит большие уши) и очень длинная шерсть (значит нет шерсти), а еще он очень слабый (значит сильный).

Дети должны угадать кого загадал ведущий. В данном случае это Слон.

Темы для загадок могут быть разные.

Игра " Антонимы -синонимы"


Для этой игры нужен мячик. Игроки стоят в кругу. Ведущий бросает мяч одному из детей и говорит слово, допустим "большой". Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен сказать слово с тем же значением или близкое к нему. Например, "огромный". Игра движется по кругу, чтобы каждый игрок мог сказать слово-синоним.

Так же можно поиграть:
с антонимами (толстый - тонкий, войти- выйти, живой - мертвый, плохой - хороший)с отглагольными существительными (прыжок - прыгать, игра - играть, утюг - утюжить, сор - сорить)с названиями птиц, животных и их детенышей (свинья - поросенок, собака - щенок, орел - орленок)

Для деток постарше можно взять:
омонимы (лук -растение, лук - оружие; кисть -руки, кисть - ягод; киви - фрукт, киви -птица)названия государств и их столицы ( Австрия - Вена, Франция - Париж, Испания - Мадрид)

Игра "Антонимы в сказках"

Ведущий должен объяснить детям, что он будет говорить название сказки - антоним, а дети должны угадать настоящее название сказки (стихотворения).

Например:
"Возвращенная луна" - "Краденое солнце"
"Желтый платочек" - "Красная шапочка"
"Нестойкий деревянный человечек" - "Стойкий оловянный солдатик"
"Знайка под солнцем" - "Незнайка на луне"
"Мышкин сарай" - "Кошкин дом"
"Тетя Степанида" - "Дядя Степа"
"Солнечная девочка" - "Звездный мальчик"
"Бездействия лилипута" - "Приключения Гулливера"
"Один худой" - "Три толстяка"
"Аршиночка" - "Дюймовочка"
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:29 | Сообщение # 27
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Перевертыши -пословицы (скорее для взрослых, чем для детей)

1. Пятьдесят четыре - мужик огурец впервые. ОТВЕТ:Сорок пять - баба ягодка опять.
2. Мужик на лыжах - оленю тяжко!ОТВЕТ:Баба с возу - кобыле легче.
3. Привет, Израиль, после бани.ОТВЕТ:Прощай, немытая Россия.
4. Голый, твой расширенный.ОТВЕТ:Ряженый, мой суженый.
5. Умный страус храбро достаёт мысли тощие из ямы. ОТВЕТ:Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах.
6. Тело лежит в Америке.ОТВЕТ:Призрак бродит по Европе.
7. Безделье любителя пугает. ОТВЕТ:Дело мастера боится. (или работа дураков любит)
8. Наряду с Господом есть и черт, но Иисус -- не его склеротик. ОТВЕТ:Нет бога кроме Аллаха и Магомет - пророк его.
9. 10, 9, 8, 7, 6, ушел волк домой. ОТВЕТ:1, 2, 3, 4, 5 вышел зайчик погулять.
10. Гигант-отец покинул сына, но промолчал великан... ОТВЕТ:Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха...
11. Всяк, кто тускл, - дерьмо.ОТВЕТ:Не все то золото, что блестит.
12. Господа, прогоняйте подруг.ОТВЕТ:Дамы, приглашайте кавалеров.
13. Евреи тихим пешим строем прописаны по всей Чукотке. ОТВЕТ:Цыгане, шумною толпой, по Бессарабии кочуют.
14. Слышу, быстро спускается из ямы извозчик, оседлавший цистерну воды. ОТВЕТ:Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хвороста воз.
15. Приземляйтесь лужами, желтые дни. ОТВЕТ:Взвейтесь кострами, синие ночи.
16. Убери руки со своей лени.ОТВЕТ:Не суй нос в чужие дела.
17. Невидимое пространство оригинальной тупости... ОТВЕТ:С точки зрения банальной эрудиции...
18. Не так, как высушить один язык wink ОТВЕТ:Как два пальца... об асфальт wink
19. Приделала щука молодцу мозги. ОТВЕТ:Снесла курочка дедушке яичко.
20. Некоторые жертвы могут догадаться, откуда прыгают ёжики. ОТВЕТ:Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
21. Расслабься, стенки растворяются! ОТВЕТ:Осторожно, двери закрываются.
22. Покрывается темнотой куча весел.ОТВЕТ:Белеет парус одинокий.
23. Черт, уберите этих демократов!ОТВЕТ:Боже, храни королеву!
24. Но после - самый стройный! Ты слышишь? Самый стройный! ОТВЕТ:А теперь - горбатый! Я сказал, горбатый!
25. Вдали от Красной Пустыни погибли молодожены... ОТВЕТ:У самого синего моря жили старик со старухой...
26. Забыл бы сдачу - помер бы на Колыме. ОТВЕТ:Знал бы прикуп - жил бы в Сочи.
27. Из собственного мужа Бог бочку дёгдя добывает. ОТВЕТ:В чужую жену чёрт мёд кладёт.
28. Что помогает мне сделать спирт влажный? ОТВЕТ:Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый © К.Прутков
29. Пресмыкайся, стоя под задом.ОТВЕТ:Царствуй, лёжа на боку.
30. Длинный бездарный брат.ОТВЕТ:Краткость - сестра таланта.

Сказки - перевертыши

Задачей этого конкурса является: отгадать по перевертышам названия детских сказок

1. -Жаба – домоседка – Лягушка – путешественница
2. -Кастрюля супа – горшок каши
3. -Прекрасный цыпленок – гадкий утенок
4. -Чернушка и ромашка – беляночка и розочка
5. -Трусливая швея – Храбрый портняжка
6. -Чернобровка – златовласка
7. -Деревня в портсигаре – городок в табакерке
8. -Быль об умной кошке – сказка о глупом мышенке
9. -Пейджер – телефон
10.-Быль о серебряной курице – сказка о золотом петушке
11.-Белый платочек – красная шапочка
12. -Бодрствующее чудовище – спящая красавица
13. -Мышь в туфлях – кот в сапогах
14. -Великан – уши – карлик нос
15. -Розовые усы – черная борода
16. -Горячий желудок – холодное сердце
17. -Царь жаба – царевна – лягушка
18. -Мертвый лед – живая вода
19. -Принц на тыкве – принцесса на горошине
20. -Ржавая отмычка – золотой ключик
21. -Утки – селезни – гуси – лебеди
22. -1 год – 12 месяцев
23.Большой и кто-то, кто не живет в подвале – малыш и карлсон, который живет на крыше
24.-Жук – жужжак – муха – цокотуха
25. -Ледяной король – снежная королева
26. -Черноледка Белоснежка
27. -Девочка с ручку – мальчик с пальчик
28. Старые штаны королевы – новое платье короля
29. Коммуналка – теремок
30. Большой кум –маленький мук
31. Быль о найденном пространстве – сказка о потерянном времени
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:30 | Сообщение # 28
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline


 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:32 | Сообщение # 29
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Игра "ДАНЕТКИ"

Игра в данетки, или, как ещё говорят, "ситуации", — это игра в загадки, когда для того, чтобы разгадать загадку, надо задавать вопросы, ответом на которые может быть только "да" или "нет". Отсюда и название — "данетки".

Наиболее распространён вариант игры в данетки, когда водящий загадывает некоторую ситуацию, а игроки по очереди задают наводящие вопросы. Водящий отвечает только "да" или "нет". Кто первым разгадает ответ, становится победителем.

Грузовик

Однажды по дороге ехал грузовик с открытым кузовом. Начался дождь. На дороге стоял мужчина и голосовал. Водитель посадил его в кузов. Через несколько минут водитель посадил другого голосующего человека в кузов. Дождь закончился, грузовик прибыл в пункт назначения. Первый человек вышел из грузовика, второго же нашли мертвым.
Что случилось?
Вопрос 1: Убил ли первый второго? - Нет.
Вопрос 2: Вез ли что либо грузовик? - Да.

Дело тёмное

Однажды тёмной-тёмной ночью человек в тёмной одежде подошёл к тёмной реке и прыгнул в воду. Его примеру последовали многие.

Зачем?

***

Человек с кольцом

Шёл человек. У него на пальце было большое золотое кольцо. На человека напали разбойники. Они хотели снять у него это кольцо, но оно не снималось, так что они отрезали палец, но мужик не закричал.

Почему человек не закричал?

***

Призрак-Маша

Маша пришла в школу, но никто её не заметил. Когда она собиралась уходить, на пол упала ложка и её заметили. Как это можно объяснить?
1) Она призрак? -нет.
2) Она знала про это? -нет.
3) Она воришка? -да.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 12:32 | Сообщение # 30
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Игра с мячом «Сравни предметы»

Мы легко дадим ответ,
Что же больше, а что – нет.

Игра. Бросая или перекатывая мяч малышу, мама говорит: «Апельсин большой, а арбуз еще …». Поймав мяч, ребенок должен сравнить эти фрукты и назвать сравнительное наречие: «… больше».

Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше)
Банан сладкий, а мёд ещё … (слаще)
Груша мягкая, а персик ещё … (мягче)
Шнурок длинный, а нитка ещё … (длиннее)
Яблоко твёрдое, а айва ещё… (твёрже)
Шарик лёгкий, а снежинка ещё … (легче)
Сумка тяжёлая, а чемодан ещё … (тяжелее)
Виноград вкусный, а банан ещё … (вкуснее)
Линейка короткая, а карандаш ещё … (короче)
Куст высокий, а дерево ещё … (выше)
Пенёк низкий, а цветочек ещё … (ниже)
Тополь толстый, а дуб ещё … (толще)
Берёза тонкая, а камыш ещё … (тоньше)
Кровать мягкая, а подушка ещё … (мягче)
Дерево твёрдое, а железо ещё… (твёрже)
Лёд прозрачный, а стекло ещё … (прозрачнее)
Бантик узкий, а шнурок ещё … (уже)
Озеро широкое, а море ещё … (шире)
Лужа глубокая, а море ещё … (глубже)
Сегодня погода хорошая, а завтра будет ещё … (лучше)
На дачу ехать долго, а на море ещё … (дольше)
Осенью холодно, а зимой ещё … (холоднее)
Утром светло, а днём ещё … (светлее).
В сапогах тепло, а в валенках ещё … (теплее)
Вечером темно, а ночью ещё … (темнее)
Весной солнце светит ярко, а летом ещё … (ярче)
Черепаха ползает медленно, а улитка ещё … (медленнее)
Весной птицы поют звонко, а летом ещё … (звонче)
Машина едет быстро, а самолёт ещё … (быстрее)
 
Форум » Курс грамотного письма » Занимательно о русском языке » Игры на уроках русского языка
Страница 2 из 3«123»
Поиск:


    Книги: акции и спецпредложения!  

Сайт управляется системой uCoz