Понедельник, 23.10.2017, 16:39
Сказочные викторины                              
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Форум » Курс грамотного письма » Занимательно о русском языке » Игры на уроках русского языка
Игры на уроках русского языка
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 12:51 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
КАК СДЕЛАТЬ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ИНТЕРЕСНЫМ?

Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых?

Многообразие поисков на эти вопросы находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).

Отличительный признак нестандартных заданий – это связь с творческой деятельностью обучающегося, самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, необычные условия работы, воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Приведу примеры таких заданий.

Лингвистические "Угадайки"

- угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
- разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).
Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
"Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.
Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.
Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи.

Микроисследования

Задания этого типа предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей?

Задание "На засыпку".

"Предметные" (терминологические) диктанты.
Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант .
Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Вода, от воды, к воде...
Математический диктант.
Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, 1000 граммов. 100 килограммов. 1000 килограммов. 1000 метров.

Кто больше сочинит

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок.
Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.
К числу более сложных игр относится составление палиндромов.
Палиндромы — это слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др.
 
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 12:52 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Лингвистическая сказка

Сказку на лингвистическую тему "учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу".

Сказка об однородных членах предложения.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата-близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали. Все было хорошо, но они постоянно ссорились и всегда гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.
Вот как-то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.
С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются запятой. Но стоит союзу И отлучиться, как запятая тут же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены.
Следующие два задания одного типа – сочинение, только форма образовательного продукта разная: в первом случае сочинение новых слов, а во втором случае указан конкретный жанр – сказка. Оба задания способствуют развитию креативного мышления, направлены на расширение кругозора, развитие логики, пополнение словарного запаса участников путем образования новых слов.

Учебный мозговой штурм (УМШ)

Развитие творческого стиля мышления, решение творческих, эвристических задач в группах – вот основная его цель.
Дидактические ценности:
1. Это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы.
2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли.
3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.
4. Учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.
5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.
6. УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

(Автор: Шишова Е.В)
 
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 12:53 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Занимательные игры и задания по русскому языку

♥ АЗБУКА И АЛФАВИТ

Кто лучше знает алфавит?

Каждый играющий должен наизусть назвать все буквы русского языка по порядку. Класс оценивает работу и определяет победителя.

♥ Прочитай без запинки!

На доске записаны 2 группы согласных букв, названия которых вызывают затруднения у детей:

К, X, Ш, Щ, Й, П, Т, Ч, Ц, Л, М, Н, Р, С

Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ

Играющие выходят к доске парами. Каждый называет по очереди буквы обеих строк. Класс оценивает качество ответов.

♥ Что пропало? (2 чел.)

На доске в 2 столбиках записан алфавит с пропуском букв:

АБДЕК ГДЕЗК

ЛМНСЦ МРУФЧ

Ч Ш Щ Ш Э Я

Играющие вставляют пропущенные буквы и читают весь алфавит. Класс определяет победителя.

♥ Кто за кем? (2 ком.—2 девочки и 2 мальчика.)

Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики — карточки с именами девочек: ДИМА, КОЛЯ, АЛЁША, ИЛЮША, ВИТЯ, ГРИША, БОРЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, ЛЕНЯ, СЕНЯ, МИША, РОМА, ТИМА; ГАЛЯ, АНЯ, ЖАННА, ИРА, ДАША, ЗИНА, ВЕРА, НИНА, МАША, КЛАВА, СВЕТА, ОЛЯ, ЛИДА, ПОЛЯ.

Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

♥ Расколдуй слово. (5 чел.)

На доске записаны « заколдованные» слова с измененным порядком букв:

ХОУПЛ СМТОЫ УГЬШЛ НЫБТИ СВЬОА

Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий, первым «расколдовавший» данное ему слово, считается победителем.

Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты, авось.

♥ Что за слово? (Класс.)

Задача играющих — расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите: 1, 13, 22, 1,3, 10, 20; 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30; 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1.

Победителями считаются 3 ученика, первыми расшифровавшие все три слова (алфавит, букварь, грамота).

♥ Расположи по порядку. (3 чел.)

У каждого участника игры — список из 5 слов, начинающихся с одной и той же буквы, но различающихся вторыми буквами: СЕКРЕТАРЬ, СМАЗЧИК, СКАЗОЧНИК, СВАРЩИК, САДОВНИК; СЕЛЕДКА, САХАР, СМЕТАНА, СГУСТОК, СКОВОРОДА; СДАЧА, САМОВАР, СЛОВО, СВЕРТОК, СИГНАЛ.

Нужно расположить слова в алфавитном порядке по вторым буквам и записать их столбиком на доске. Класс проверяет и оценивает работу игроков.

Игру можно повторить со словами СИГНАЛЬЩИК, СНАЙПЕР, СБОРЩИК, СЛЕСАРЬ, САПЕР; СИРОП, СОУС, СВЕКЛА, СЛИВКИ, СДОБА; СЕМЕНА, СМОЛА, СБОРКА, СКАЗКА, СГИБ.

♥ Оживи алфавит. (Класс.)

За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их в тетради. Победителями считаются 3 человека, подобравшие слова к наибольшему числу букв алфавита.

♥ По порядку становись! (Класс.)

У каждого играющего карточка с начальной буквой его фамилии. По команде дети выстраиваются в алфавитном порядке, держа буквы перед собой.

Примечание. Если на одну букву в классе несколько фамилий, то порядок расстановки решается коллективно по вторым, третьим и т. д. буквам вплоть до имени и отчества (если все остальные буквы совпадают).

♥ Споем алфавит

Предложить ребятам спеть алфавит на разные известные мелодии. Мелодии могут вспомнить сами ребята, а может предложить и учитель. Например, на мотив "Варяг" (Наверх, вы, товарищи, все по местам), "Во поле береза стояла"
 
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 13:01 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Рената Григорьевна Муха (31 января 1933, Одесса — 24 августа 2009, Беэр-Шева, Израиль)

НЕДОговорки

Как-то раз у Короля
Не хватило денег для.

Один Верблюд, кипя от злобы,
Вчера ушел в пустыню, чтобы.

Как-то раз в одной Стране
Все решили больше не.

ТРУДНОговорки

У Осетра была Сестра,
Она пила ситро с утра.

"Едят ли дятлы червяков?" -
Спросил Червяк и был таков.

У Зайца зубы заболели.
Зря запретили Зайцу зелень.

Ужа, несмотря на отсутствие жала,
Зеленая Жаба в душе уважала.

Большая рыба Камбала
Моржу не по клыкам была.

Стоит Собака у столба
И утирает пот со лба.

Слон летит на парашюте.
Он взаправду или шутит?

На вершине два Орла
Пили прямо из горла.

Жизнь в пруду скучна у Жабы.
Запустить туда Ужа бы...

Одна Осьминог подошел к Осьминогу
И в знак уваженья пожал ему ногу.

Вчера Крокодил улыбнулся так злобно,
Что мне до сих пор за него неудобно.

Мама – Зебра, папа – Лось.
Как им это удалось?

По пустыне шли Стада
И сгорали со стыда.

БЫСТРОговорки

Вчера прилетала какая-то птица.
Наверное, с нами хотела проститься.

Недавно встречала в Работе совместной
Твое Уравненье с одной Неизвестной.

Я никогда не видела Окружности
Такой безукоризненной наружности.

Наверное, я Молоко обижала,
С чего бы оно из кастрюли сбежало?

Пришел Скелет к Скелету в гости
И до утра играл с ним в кости.

А то, что порой извергается Этна,
По внешнему виду ее незаметно.

"По-моему, уже не та я", -
Сосулька прошептала, тая.

А вчера меня Дорога прямо к дому привела,
Полежала у порога, повернулась и ушла.

Говорит Яйцо Яйцу:
"Не судите по лицу!"

Еду я, еду верхом на Коне,
Не знаю, что думает Конь обо мне.

Лук сказал Цветной Капусте:
"А тебя мы в борщ не пустим".

Жил человек на острове в печальном одиночестве.
Детей не знал по имени, но вспоминал по отчеству.

От постоянного стояния
Изнемогает Изваяние.

Жил человек с бородой и усами -
А остальное придумайте сами.

Когда вам гадит Троглодит,
Ведь что-то им руководит?

Сегодня до вечера Солнце светило.
На большее, видно, его не хватило.

Человек построил Дом,
Дом стоит с большим трудом.

Чуть-чуть похудеть захотелось Скелету,
И он ради этого сел на диету.

Вот под мостом течет Река,
Но только без воды пока.

у Лужи за домой работа простая:
Зимою - замерзнуть, а летом - растаять.

РАЗНОговорки

Толпа у причала Спортсмена встречала
И долго качала. Но не откачала.

Потомки бывают умнее, чем предки,
Но случаи эти сравнительно редки.

Жил человек полнеющий.
А так вообще вполне еще.

А где продается такая Кровать,
Чтоб рано ложиться и поздно вставать?!

Живет на свете Колбаса Вареная,
Сама собой неудовлетворенная.

Нет загадочней натуры,
Чем у Аббревиатуры.

"Ну дела, - подумал Лось. -
Не хотелось, а пришлось".

Известны из истории различные примеры,
Что, кроме чувства юмора, полезно чувство меры.
 
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 13:04 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
 
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 13:04 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
 
skazviktДата: Четверг, 24.10.2013, 13:05 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Андрей УСАЧЁВ

Заскребёт в подвале мышь –
Бабка Ёжка крикнет:
– Кыш!

Забредёт из леса рысь,
Заорёт сердито:
– Брысь!

Чуть заслышав пенье птиц,
Завопит старуха:
– Цыц!
То завоет, то прикрикнет,
То свирепо зубом цыкнет…
И несётся из окон:
– Кыш, брысь, цыц и выйди вон!

Слух прошёл: Яга дичает,
Всех гоняет из избы…
А старушка изучает
Прописную букву «Ы»!

Рис. Милы ЛОБОВОЙ

 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:42 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:47 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СЛОГ И СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Кто быстрее соберет? (3 чел.) На доске выставлены впере­мешку предметные картинки с одно-, двух - и трехсложными названиями предметов: КИТ, ТОПОР, МОСТ, КАРАНДАШ, АВТОБУС, РАК, ПИЛА, СТАКАН, ГОЛУБИ, ВОРОБЕЙ, ТИГР, КОНЬ, РАМА, ШАРЫ, БАРАБАН, СОВА, СТОЛ, КУРЫ, ПОПУГАЙ, СЛОН, ЛАСТОЧКА, МАК, КУКЛА, САМОЛЕТ,

ЧАЙНИК, ЛИНЕЙКА, ЛУК, ДОМ, ЛОЖКА, СОРОКА.

Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй — с двухсложными, третий — с трехсложными. Класс проверяет и оценивает результаты ра­боты.

Примечание. Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок.

Предлагает Слоговик. (Класс.) Слоговик предлагает детям 3 задания:

1. Измените слова так, чтобы в каждом было два слога:

ДОМ, САД, ДУБ, ЛИСТ, КУСТ, МАК, МОСТ, КРОТ, ДОЖДЬ.

2. Измените слова так, чтобы в каждом был только один слог: БЛИНЫ, ГРИБЫ, ЗВЕРИ, ДВЕРИ, КОНИ, КОЛЬЯ, ГВОЗДИ, СУЧЬЯ, ДРУЗЬЯ.

3. Образуйте от данных слов трехсложные слова: КОТ, МЫШЬ, ЛИСТ, НОЖ, ДУБ, РОЗА, ВАЗА, КОЗА, ПЕТУХ, ПЕРО,

ЗЕРНО.

За каждый правильный ответ игрок получает очко. Побеж­дает тот, кто наберет наибольшее число очков.

КРЫ и КРЕ. (2 ком.) Нужно составить за 3 минуты как можно больше слов со слогами КРЫ и КРЕ в начале слова.

1-я команда составляет слова со слогом КРЫ, а 2-я — со сло­гом КРЕ. По окончании члены команд читают записанные слова. За каждое неповторяющееся слово команда получает очко. По­беждает команда, набравшая больше очков.

Возможные ответы: крыжовник, крыло, крыльцо, крыса, крысоловка, крыша, крытый; кремень, кремовый, крендель, кре­пить, крепкий, крепость, крепыш, кресло, кресты, крестьянин.

Путаница. (Класс.) На доске записаны слова с измененным порядком слогов: РО-СО-КА, БА-СО-КА, ТЁ-КО-НОК, ПЛЕ-ЦЫ-НОК, КО-ВА-РО, КУ-ЦА-РИ, ТЕ-НОК-ЛЕ. Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов. Побеждают первые 3 ученика, правильно записавшие все слова.

Дополнительные задания: 1. Найти среди данных слов лишнее слово. 2. Составить три слова с измененным порядком слогов.

Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. (Класс.) На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: САПОХАР, ПЕРАЧЕНЬЕ, ХАДУЛВА, ВАСУРЕНЬЕ, СУГРОХАРИ, ГРУКРЫШИ, КАБРЫКАО, КОРАНФЕТЫ, ПАТУСТИЛА, БАЛИРАНКИ, ПИНОРОЖКИ, ОРЕБРИХИ.

Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог. Прочитав правильно, победитель получает «вкусное» слово, которое и является сюрпризом.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:48 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
ПЕРЕНОС СЛОВ

Найди свое место! (2 ком. по 9 чел.) 6 человек из 1-й команды составляют из букв разрезной азбуки слово СЕСТРА и встают лицом к классу. Трое остальных членов команды получают карточ­ки с красной черточкой для переноса и по очереди находят все три возможных места для переноса данного слова. Класс хором читает варианты переноса. Затем такое же задание выпол­няет 2-я команда со словом ЗАВТРА. Класс оценивает работу команд.

Как перенести? (3 чел. или 3 ком. по 6 чел.) Каждый игрок получает карточку со словом, которое он должен записать на доске, разделив черточками для переноса. Побеждает ко­манда, которая первой правильно выполнит задание.

Слова для игры: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, ПИСЬМО, ЧАЙНИК, ЗВЕРЬКИ, РУЧЕЙКИ; ПАЛЬТО, МАЙКА, ШКОЛЬНИК, ЧИТАЙТЕ, ОКУНЬКИ, ЧАЙКА; УГОЛЬКИ, ШУБЕЙКА, БОРЬБА, ЗАЙКА, КОЙКА, КОНЬКИ.

Такая же игра проводится на более сложном материале со словами: РУЖЬЕ, ПРЕМИЯ, АТАКА, СЕСТРА, ШЕЯ, СТУЛЬЯ; КОСТРЫ, ЗАТЕЯ, ЗМЕЯ, КОПЬЕ, УТОЧКА, СУДЬЯ; УГОЛЬ­КИ, ЗОЯ, БЕЛЬЕ, БЫСТРО, КОЛЬЯ, АРМИЯ.

УДАРЕНИЕ

Где ударение? (3 ком.) Ведущий называет 2—3 сложных

слова с ударением на разных слогах, например: РЕЧКА, СТЕНА,

ЛАСТОЧКА, МОЛОКО, СОБАКА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ, РАБО­ТА, КОЛЕСО, НОЖНИЦЫ, КАРАНДАШ, УРОК, ГРАМОТА и др.

Игроки поднимают карточки с цифрой — порядковым номе­ром ударного слога. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Вышиваем слова. (Класс.) Слова можно «вышивать крести­ком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крес­тиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.

Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЕНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЕНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК, ПО­РОСЕНОК.

Быстрый диктант. (Класс.) Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. Например: диктуется слово РАБОТА, а записать нужно только букву О.

Ведущий диктует слова: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, ТЕТРАДЬ, АЛФАВИТ, РУЧКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, КАРТИНА, ЦВЕТЫ.

После диктовки ведущий называет по порядку только ударные гласные, а играющие меняются тетрадями и проверяют друг друга. Победителем считается тот, кто не допустил ни одной ошибки.

Можно записать слова на доске: ЕЖ, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ТИГР, КАБАН, БАРСУК, КЕНГУРУ, НУТРИЯ, КРОКОДИЛ, ЧЕРЕПАХА, ОЛЕНЬ, ОБЕЗЬЯНА, БЕЛКА, ЗЕБРА.

Дети должны выписать из каждого слова только ударную гласную. После выполнения задания один из учеников подчерки­вает на доске ударные гласные, а остальные путем взаимопро­верки выясняют правильность выполнения задания.

Правильно или нет? (Класс.) На доске записано пред­ложение: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.

Нужно прочитать предложение и ответить на вопрос: «Когда данный результат сложения можно считать правильным, а когда неправильным?»

Победителем признается тот, кто первым правильно ответит на поставленный вопрос.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:50 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ

Сильный — слабый. (4 чел. или 4 ком.) На доске записаны трехсложные слова:

КОЛЕНО КОРМУШКА БОРОДА ГОРЧИЦА

БЕГУНЫ ДЕЛОВОЙ СЕРДЕЧКО ПОЛОТНО

ЧАСОВОЙ ХРАБРЕЦЫ СТАРИЧОК ТРАВИНКА

ЗИМОВКА ЧИСТОТА КИСЛОТА ПИСАТЕЛЬ

Игрокам нужно обозначить сильную позицию гласного в каж­дом слове знаком ударения, а гласные в слабой позиции подчерк­нуть. Класс проверяет и оценивает работу.

Три О. (3 чел. или 3 ком.) На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:

м л к

к л с к

н г т к

X Р Ш

т л кн

г л с к

Д Р Г

Б Л Т

Г Л ДН

п т л к

п в д к

влск

м л т к

ЗД Р В

д л т

3 Л Т

н с р г

к л к л

П Л ТН

X Л ДН

К Л Б К

м л д й

к г т к

л к т к

Необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полу­ченных словах сильную позицию гласного ударением и подчерк­нуть гласные в слабых позициях.

Поединок. (2 чел.) Играющим вручаются списки однослож­ных слов:

СТОЛ ВИНТ

САД ГЛАЗ

ПОЛ СНЕГ

ЛИСТ ШИП

МОСТ РОГ

Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет это слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции. Класс определяет победителя.

Эстафета. (Класс — 3 ком.) Командам даются карточки с трех­сложными словами по числу игроков: ЧАСОВОЙ, ХОРОШО, МАЛИНА, ДЕРЕВНЯ, БОЛОТО, СТАРУШКА, ЧИСТОТА, ПОЛОТНО, ДЕРЕВО, СОЛНЫШКО; ВОРОНА, СОРОКА, КИСТОЧКА, БЕРЕЗА, ПАРОХОД, САМОЛЕТ, КАСТРЮЛЯ, КРАПИВА, ВЕТЕРОК, МОЛОКО; ГОЛОВА, КАРАВАЙ, ХО­ЛОДОК, БЕРЕЖОК, ПОДУШКА, БОЛОТО, ТРАВИНКА, МЕСТЕЧКО, ЛИСТИКИ, ПИРОЖОК.

Каждый игрок обозначает в одном слове сильную позицию гласного знаком ударения, подчеркивает гласные в слабой позиции и передает карточку соседу по парте и т. д. Последний передает карточку ведущему. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

Кто больше? (3 ком.) Нужно подобрать как можно больше слов с тремя гласными О. Команды по очереди называют и записывают на доске слова, обозначая ударение и подчеркивая гласные в слабой позиции. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество слов.

Возможные ответы: болото, волокно, волосок, городок, голосок, дорогой, золото, золотой, колосок, коготок, локоток, молоток, потолок, носорог, окорок, полотно, толокно, хорошо, молоко, молодой.

Игру можно провести и так: подобрать как можно больше слов с тремя гласными А, записать их на доске, обозначить ударение и подчеркнуть безударные гласные. За каждый правиль­ный ответ команда получает очко, которое отмечается на доске. За неправильный ответ одно очко снимается. Побеждает ко­манда, набравшая наибольшее число очков.

Возможные ответы: аппарат, барабан, баранка, ватага, забава, загадка, задача, закалка, закладка, замазка, каравай, караван, карандаш, палатка, папаха, сарафан, скакалка, та­ракан.

Куда подевались звуки? (Класс.) Нужно сосчитать, сколько букв О и сколько звуков О в предложении: ЗВОНЯТ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА.

Дети записывают предложение в тетрадь и в скобках пишут,

сколько в нем букв О и сколько звуков О. Победителями счита­ются первые 3 ученика, записавшие правильное число букв и звуков и объяснившие причину разницы в их числе. (В пред­ложении 5 букв О, а звуков О нет, так как все звуки О находятся в слабой, безударной позиции и заменяются звуками А.)
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:54 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Произноси правильно! ШУТКИ — СУТКИ, МИСКА — МИШ­КА, ШЕСТЬ —СЕСТЬ, СТЫК —ШТЫК, ШАЛИТЬ — СО­ЛИТЬ, САШКА —ШАШКА, ВАР —ВАЛ, ЖАРИТЬ — ЖА­ЛИТЬ, ЛОЖКИ — РОЖКИ, СЛЕЗАТЬ — СРЕЗАТЬ, РЕПКА — ЛЕПКА, СЫТЫЙ — ШИТЫЙ, ШАЙКА — САЙКА, СПОРЫ — ШПОРЫ, ШИРОТА — СИРОТА, СУМЕТЬ — ШУМЕТЬ, КУ­ШАТЬ — КУСАТЬ, ЖАЛЬ — ЖАРЬ, РАК — ЛАК, ПИЛ — ПИР, БУРКА — БУЛКА, ПОЛА — ПОРА, ВОР — ВОЛ, СВЕТ — ЦВЕТ, ЦАПЛИ — САБЛИ, ЦЕЛ — СЕЛ, СЕЛИТСЯ — ЦЕЛИТСЯ, ЦЕНА —СЕНА, ОВЦА — ОВСА, СВЕЛ — ЦВЕЛ, ЦЕЛА — СЕЛА, ЛИЦА — ЛИСА, ЦИРК — СЫР.

Скороговорки. БЫК ТУПОГУБ, ТУПОГУБЕНЬКИЙ БЫЧОК, У БЫКА БЕЛА ГУБА БЫЛА ТУПА. ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА. МАМА МЫЛА МЫЛОМ МИЛУ. МАЛАНЬЯ-БОЛТУНЬЯ МОЛОКО БОЛТАЛА, ДА НЕ ВЫБОЛ­ТАЛА. ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА. У ПЕНЬКА ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА. РАЗ — ДРОВА, ДВА —ДРОВА, ТРИ — ДРОВА. ТРИ ДРОВОРУБА В ТРЕХ ДВОРАХ ДРОВА РУБЯТ. ГОВОРИЛИ ПРО ЛАРЮ, ПРО ЛАРЬКУ, ПРО ЛАРИНЫ ДЕЛА. КРИЧАЛ АРХИП, АРХИП ОХРИП; НЕ НАДО АРХИПУ КРИЧАТЬ ДО ХРИПУ. ТРИДЦАТЬ ТРИ КОРАБЛЯ ЛАВИРОВАЛИ, ЛАВИРОВАЛИ, ДА НЕ ВЫЛАВИРОВАЛИ. СЫВОРОТКА ИЗ-ПОД ПРОСТО­КВАШИ. СВИНЬЯ ТУПОРЫЛА ПОЛДВОРА ИЗРЫЛА. ВЕЗЛИ СЕНЬКА С САНЬКОЙ СОНЬКУ НА САНКАХ. У СЕНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ. ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ. ТКЕТ ТКАЧИХА ТКАНИ НА ПЛАТОЧЕК ТАНЕ. ЧЕШУЯ У ЩУЧКИ, ЩЕТИНА У ЧУШКИ. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКИ. ДВА ЩЕНКА, ЩЕКА К ЩЕКЕ, ЩИПЛЮТ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ. ВСЕХ СКО­РОГОВОРОК НЕ ПЕРЕСКОРОГОВОРИШЬ, НЕ ПЕРЕ-ВЫСКОРОГОВОРИШЬ.

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

Поймай мягкий согласный! (Класс.) Ведущий называет слова с парными согласными по твердости-мягкости, например с соглас­ными В — Вь: выл — вил, вал — вял, вол — вёл, валить — вялить, высок — висок, воз — вёз, вазы — вязы, выть — вить.

Дети хлопают в ладоши, если в слове мягкий согласный Вь. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок.

Примечание. Для закрепления понятия о мягких согласных игру следует повторить с другими согласными, парными по твер­дости-мягкости:

Л—Л"- МОЛ —МОЛЬ, ЛУК —ЛЮК, ДАЛ—ДАЛЬ, МЫЛ — МЫЛЬ, СТАЛ — СТАЛЬ, ПЫЛ — ПЫЛЬ, ТОПОЛЬ — ТОПАЛ, УГОЛ — УГОЛЬ.

Н—Нь - КОН —КОНЬ, БАНКА — БАНЬКА, ОН - ОНИ, ВАНЯ — ВАННА, РАНА — РАНИТЬ, ВСТАНЬ - ВСТАНУ, НОС — НЕС, ПЕНКИ — ПЕНЬКИ.

П - Пь— ПЫЛ — ПИЛ, СНОПИК — СНОП, СПАЛ — СПИ, СЫПАЛ — СЫПЬ, ПИШЕТ — ПЫШЕТ, ПЫЛИТЬ -ПИЛИТЬ, ПИТАТЬСЯ — ПЫТАТЬСЯ, ПИХНУТЬ — ПЫХНУТЬ.

Р—Рь — ЖАР — ЖАРЬ, ПАР — ПАРЬ, ГОРКА — ГОРЬКО, РАД — РЯД, БРАК — БРЯК, РАДЫ — РЯДЫ, ЗОРЬ­КА—ЗОРКО, КУРЫ —КУРИЦА, КОРА —КО­РИЦА.

С—Сь — КОСЫ — КОСИ, РЫСЬ — РИС, СОК — СЕК, ВЕС - ВЕСЬ, НОС — НОСИК, ОСЫ — ОСИ, ПАСТУХ — ПАСЕТ, ГОЛОС — ГОЛОСИСТЫЙ, ВОПРОСИК - ВОПРОС.

Т—Ть — ТУК — ТЮК, ТЕК — ТОК, БРАТ — БРАТЬ, ПУСТ — ПУСТЬ, ЕСТ — ЕСТЬ, ПОТОК — ПОТЕК, КОТ — КОТИК, РОТ — РОТИК, МОСТИК — МОСТ.

Каждому свое. (3 ком.) Ведущий диктует слова с твердыми и мягкими согласными: ЛИСА, ПЕНЬ, НОС, ГОЛОВА, КИТ, ТЕНЬ, ЛОСЬ, РОТ, ЗЕБРА, ЕЛЬ, ДЕНЬ, ТИГР, НОГА, ХОРЕК, ЛЕНЬ, ГЛАЗА, БЕГЕМОТ, ЛОБ, ЯСЕНЬ, ПЕТУХ, ТЮЛЬ,

ЗАТЫЛОК, СИРЕНЬ, РУКА.

1-я команда записывает слова, в которых все согласные твердые, 2-я команда — слова, где все согласные мягкие, а 3-я команда — слова с твердыми и мягкими согласными. Потом один из игроков каждой команды читает записанные слова, а члены команды дополняют его ответ. Побеждает команда, пропустившая меньше «своих» слов (8 слов каждой группы).

Посчитай-ка! (2 ком. по 3 чел.) Для каждой команды на доске записано по одному предложению:

НА БЕРЕЗКЕ И ОСИНКЕ
ПО УТРАМ ВИСЯТ СЛЕЗИНКИ

НА БЕРЕЗЕ ПРИ ОПУШКЕ
СЕЛИ РЯДОМ ДВЕ КУКУШКИ.

В каждой команде один игрок подсчитывает в своем пред­ложении все мягкие согласные звуки, второй — все твердые со­гласные, а третий — все гласные. Побеждает команда, которая быстрее и правильно посчитает звуки в своем предложении (согласные: 10 мягких, 10 твердых; 16 гласных).

Примечание. Можно провести эту игру со всем классом. При этом победителями считаются первые 3 ученика, правильно подсчитавшие все звуки в предложении.

Занимательные квадраты. (2 ком. по 4 чел.) На доске нари­сованы две квадратные рамки, каждая из которых разделена на 16 клеток.

Команда девочек пишет в клетках своего квадрата такие имена мальчиков, в которых все согласные мягкие, а мальчики — такие имена девочек, в которых все согласные твердые. По­беждает команда, которая первой заполнит свой квадрат.

Возможные ответы: Петя, Лёня, Витя, Митя; Лара, Маша, Даша, Саша.

Твердый — мягкий — твердый. (2 чел. или 2 ком. по 6 чел.) На доске записаны в 2 столбика слова с твердыми и мягкими начальными согласными: ЛУК, НОС, РАД, МЫЛ, БЫЛ, ВОЗ, ТЮК, ВЕЛ, МИШКА, ВИЛ, МЯЛ, ТЕК.

Игроки изменяют слова так, чтобы твердый согласный стал мягким, а мягкий — твердым, и записывают их на доске. Побеж­дает команда, которая быстрее справится с заданием.

Найди одинаковые звуки и буквы. (3 чел.) На доске записаны 3 пары слов, близких по звучанию и написанию. Нужно срав­нить слова каждой пары, найти в них одинаковые звуки и буквы и записать их в таблицу:

БЫЛ — БИЛ [Л] Б, Л

ПЕЛ — ПИЛ [Пь, Л] П, Л

МИЛ — МЫЛ [Л] М, Л

Класс проверяет и оценивает работу. Игру можно повторить, используя другие пары слов: СЕНЯ — СОНЯ, ЛУК — ЛЮК, ПИЛ — ПЫЛЬ, РИС — РЫСЬ и др.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:55 | Сообщение # 13
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Кто лучше считает? (Класс.) У каждого ученика 2 сигналь­ные карточки: со знаком = и >. Все знаки равенства одного цвета, а знаки неравенства — другого. Ведущий называет слова: ДОМ, КОНЬ, СЫР, РИС, РЫСЬ, ВЕСНА, ПАЛЬТО, УГОЛ,

ПИСЬМО, СТОЛ, СОЛЬ, МОСТ. Дети должны сосчитать, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания. Если число звуков и букв совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает — поднимают карточку со знаком неравенства. По цвету карточек ведущий определяет число оши­бок в каждом ряду и отмечает на доске. Побеждает ряд, до­пустивший меньше ошибок.

Хоккей. (2 ком.) По краям доски, справа и слева, хоккей­ные ворота. Перед каждыми воротами — большая шайба. На ле­вой шайбе написано «мягкий знак в конце», на правой — «мягкий знак в середине». Класс делится на две команды: левую и правую. Задача игроков — забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т. е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указы­вает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т. д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3—5 минут, после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.

Отгадай загадку. (Класс.)

1. ОН В САПОЖКАХ КРАСНЫХ БРОДИТ, ИЗ ВОДЫ СУХИМ ВЫХОДИТ, ШЕЮ ВАЖНО ВЫ­ГИБАЕТ, КРИКОМ ГА-ГА-ГА ВСТРЕЧАЕТ.

2. МЕНЯ В ЛЕСУ ОСТАВИЛИ, ВЕСЬ ВЕК ТОРЧАТЬ ЗАСТАВИЛИ. В УШАНКЕ БЕЛОЙ Я ЗИМОЙ, А ЛЕТОМ С БРИТОЙ ГОЛОВОЙ.

3. ОПРОКИНУЛАСЬ ПОД НОГИ, РАСТЯНУЛАСЬ ПО ДОРОГЕ, НА МЕНЯ ОНА ПОХОЖА, БУДТО Я ШАГАЮ ЛЕЖА.

4. РЫЖИЙ ЗВЕРЬ В ПЕЧИ СИДИТ, РЫЖИЙ ЗВЕРЬ НА ВСЕХ СЕРДИТ. ОН ОТ ЗЛОСТИ ЕСТ ДРОВА ЦЕЛЫЙ ЧАС, А МОЖЕТ, ДВА.

5. ХОДИТ ПЛАВНО ВЗАД-ВПЕРЕД, А ПО­ЛОВ НЕ ДОСТАЕТ. КТО УХОДИТ ИЛЬ ВОЙДЕТ, РУЧКУ ЕЙ ВСЕГДА ПОЖМЕТ.

6. НОВЫЙ ДОМ НЕСУ В РУКЕ, ДВЕРЦА ДОМА НА ЗАМКЕ. В НЕМ ЖИЛЬЦЫ БУМАЖНЫЕ, ВСЕ УЖАСНО ВАЖНЫЕ.

7. КТО РАСТЕТ ВНИЗ ГОЛОВОЙ, ДА НЕ ЛЕТОМ, А ЗИМОЙ?

8. ИЗ ВОДЫ В МОРОЗ РАСТЕТ, НО НЕ ТОНЕТ, А ПЛЫВЕТ. С СОЛНЦЕМ ПОВСТРЕЧАЕТСЯ — В ВОДУ ПРЕВРАЩАЕТСЯ.

Отгадки: гусь, пень, тень, огонь, дверь, портфель, сосулька, льдина.

Хитрые вопросы. (Класс.)

1. Как превратить мел в мелкое место на реке?

2. Как угол превратить в топливо?

3. Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ? 4. Как сделать, чтобы шест стал числом?

5. Как из банки сделать баню?

6. Как из полки сделать танец?

Ответы: мель; уголь; деньки, пеньки, зверьки, окуньки; шесть; банька; полька.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:56 | Сообщение # 14
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Согласные Й, Л, М, Н, Р — особенные. Они произносятся с большим участием голоса, а шума в них очень мало. Глухих парных звуков у них нет. А сами они во всех позициях звучат отчетливо и ясно. Поэтому согласные Й, Л,

М, Н, Р — не просто звонкие, а очень звонкие, всегда звучащие, сонорные.

СОНОРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

САМЫЕ ПРЕКРАСНЫЕ:

ПОВСЮДУ ЯСНО СЛЫШАТСЯ,

ЗВУЧАТ ПОЧТИ КАК ГЛАСНЫЕ.

Проверь звучание сонорных. Проведем маленькое исследование: проверим, как звучат сонорные согласные в различ­ных позициях:

перед гласными

РОЗА, ЛУК, МАК, НОС, ЙОД

перед сонорными

ГОРЛО, МРАК, ХОЛМ, НРАВ, ТАЙНА

перед парными звонкими

ШАЙБА, МОЛВА, СЕМГА, КОМАНДА, КОРЖИК

перед парными и непарными глухими

СОРТ, ТЕМП, БИНТ, РЕЙС, ШЕЛК, БОРЩ, ПАЛЬЦЫ, ВВЕРХ,

МЧУСЬ

в конце слова

ШАР, ГОЛ, ДОМ, СОН, ЧАЙ

Вывод: сонорные Й, Л, М, Н, Р во всех позициях произно­сятся и слышатся ясно. При письме они не нуждаются в проверке.

Где сонорные? (Класс.) На доске записаны слова: ПАРК, ВОДА, СЛОН, ШКАФ, ЧАЙКА, ГАЗЕТА, ШКОЛА, КОЗА, СКАЗКА, ПАРТА, ЗАГАДКА, ЛОПАТА, КУСТ, СТЕКЛО, ДОСКА, СОЛОВЕЙ, БЕСЕДКА, ЧЕРЕМУХА, КОШКА, РЫБА.

Нужно выписать только те слова, в которых есть сонорные согласные. После записи проводится взаимопроверка. Побеждают ученики, выписавшие все 10 слов с сонорными согласными.

Возможные ответы: парк, слон, чайка, школа, парта, лопата, стекло, соловей, черёмуха, рыба.
 
skazviktДата: Пятница, 25.10.2013, 11:57 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1512
Статус: Offline
Й играет в прятки. В русском языке есть интересный со­гласный звук Й. Он любит «играть в прятки» — прятаться за другие буквы. Прочитаем слово ЧАЙ. В конце этого слова есть звук Й и специальная буква для него — Й (и краткое).

А теперь изменим слово ЧАЙ: нет ЧАЯ, подали к ЧАЮ, напоили ЧАЕМ, и добавим ласковое слово ЧАЕК. Буквы Й в этих словах уже нет, но звук Й остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Е, которые обозначают сразу 2 звука:

[ЧАЙА] [ЧАЙЭМ]

Так всегда прячется Й перед гласными А, Э, О, У за буквы Я, Е, Е, Ю, а своей буквой он перед гласными не обозначается, кроме иностранных слов: ЙОД, МАЙОР, РАЙОН.

А вот после гласных звук Й всегда обозначается буквой Й: МАЙ, ЧАЙ, РОЙ, ПОЙ, ЛАЙ, МАЙКА, ЧАЙКА, ЛЕЙКА.

Подбери слово. (3 ком.) Нужно за Г минуту подобрать как можно больше слов, где Й «прячется» за буквами Я, Е, Ю. 1-я команда подбирает слова с буквой Я, 2-я — с буквой Е, 3-я — с буквой Ю. Побеждает команда, правильно подобравшая наибольшее число слов.

Найди звук Й. (2 ком.) На доске записаны слова: АЭРОДРОМ, БОЕЦ, ВДВОЕМ, ВУАЛЬ, ГУАШЬ, ДУЭТ, ЗМЕЯ, КАЮТА, КАКАО, ТАЕТ, КАУЧУК, МЯУКАТЬ, УЕХАТЬ, НАУКА, ПАЯТЬ, ПИОН, СПОЕМ, ПОЭТ, РОЯЛЬ, СТРУЯ, ТЕАТР, ПОЮТ, ШПИОН, СТОЯТЬ.

Команда мальчиков выписывает слова, в которых между глас­ными есть звук Й, а команда девочек — только те слова, в которых между гласными нет звука Й.

Победителями считаются первые 3 ученика из каждой ко­манды, правильно записавшие слова с Й: БОЕЦ, ВДВОЕМ, ЗМЕЯ, КАЮТА, ТАЕТ, УЕХАТЬ, ПАЯТЬ, СПОЕМ, РОЯЛЬ, СТРУЯ, ПОЮТ, СТОЯТЬ (12 слов); без Й: АЭРОДРОМ, ВУАЛЬ, ГУАШЬ, ДУЭТ, КАКАО, КАУЧУК, МЯУКАТЬ, НАУКА, ПИОН, ПОЭТ, ТЕАТР, ШПИОН (12 слов).

И — Й — И! (2 ком. по 6 чел.) На доске записаны 2 стол­бика слов:

Один — много Много —один

ПОПУГАЙ — . . . ТРАМВАИ — . . .

КЛЕЙ — . . . ЛИШАИ — . . .

СЛУЧАЙ — . . . ЛЕНТЯИ — . . .

САРАЙ — . . . СЛОИ — . . .

РОЙ — . . . ЧАИ — . . .

РОТОЗЕЙ — . . . БОИ — . . .

Нужно изменить число данных существительных и записать их справа. При этом игроки должны провести наблюдение над изменением числа слогов в слове и указать, почему слогов стало

больше или меньше. (И — гласный, он образует слог, а Й — согласный, он слога не образует.)
 
Форум » Курс грамотного письма » Занимательно о русском языке » Игры на уроках русского языка
Страница 1 из 3123»
Поиск:


    Книги: акции и спецпредложения!  

Сайт управляется системой uCoz